Мистическое путешествие Мастера, русского Фауста, в советской Москве 20-х гг., который задумал переосмыслить Евангелие, — сюжет «Мастера и Маргариты». Не удивительно ли, что у Толстого Анна и Вронский, путешествуя по Италии, тоже не обходят этот главный сюжет всемирной истории — предательство Христа Пилатом: в Италии художник Михайлов, совсем как булгаковский Мастер, создает шедевр на тот же библейский сюжет.
Простое сюжетное совпадение или проникновение одного Мастера в тайны мастерства другого?
Содержание
Часть 1. Таинственный визитер
- Глава 1. Москва — Рим — Иерусалим
- Глава 2. Евангелие и «антиевангелие»
- Глава 3. Диалог Бога и Сатаны
- Диалог Бога и Сатаны в «Книге Иова» («Ветхий Завет»)
- Диалог Бога и Беса Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»
- Спор Бога и дьявола в оратории «Осуждение Фауста»
- Глава 4. Типологические особенности «антиевангелия» как антижанра
- Метафизические вопросы. Добро и Зло
- Развитие «метажанра»
- Доказательства бытия
- Эвфемизмы черта
- Онтологические каламбуры черта
- Экзистенциональные каламбуры черта
- Глава 5. Диалоги пушкинских героев с чертом
- Диалог Змия и Девы Марии
- Диалог ангела и демона как «внутренний диалог» героя
- «Видение» Татьяны
- Диалог Фауста и Беса Мефистофеля
- Диалог Татьяны и «демона» Онегина
- Диалог Черта и святого Монаха
- Глава 6. Диалог Ивана Карамазова с Чертом
- Глава 7. Искушение Иисуса
- Легенда о Пришествии мессии
- Диалог Христа и Дьявола в «Евангелии от Луки»
- Диалог Христа и Великого инквизитора
- Тайна искупления
- Глава 8. Легенда о мятежных бесах («падших ангелах»)
- Глава 9. Civitas mundi, Civitas Dei
- Диалог Мессии и прокуратора как «сократический диалог»
- «Роман в романе» как диалог эпох
- Тема «Пасхальной недели»
- Драма Распятия
- Сакральный смысл видения Пилата
- Глава 10. Непостижимые тайны Христа
- Глава 11. «Миф о дьяволе» как развитие космогонических мифов