Во дни печальные великого поста...
А.С. Пушкин. «Отцы пустынники» (1836)
Композиция «каменноостровского» цикла Пушкина («Во дни печальные Великого поста...»). Тема Мессии и власти — еще задолго до Достоевского и Булгакова — прозвучала в «Каменноостровском» цикле Пушкина 1836 года, задуманном им из шести стихов, из которых он закончил только четыре, обозначив их римскими цифрами II, III, IV и VI. Цикл представляет собой сквозной сюжет, действие которого объединено темой Пасхи, начиная от Великого Поста («Отцы пустынники...» [II] с его аллюзией молитвы Христа о братской верности и любви), через трагедию предательства Иудой христовой молитвы о верности («Как с древа сорвался предатель-ученик...» [III. Подражание итальянскому], через драму Распятия Христа на кресте («Мирская власть» [IV] с его трагедией замещения власти Христа «мирской властью» — в современную Пушкину эпоху) и, наконец, манифест о свободе (совершенно в духе проповеди Христа) с его пушкинским заветом — почитать и дивиться «божественным природы красотам» («Из Пиндемонти» [VI]):
II. «Отцы пустынники...»
III. «Как с древа сорвался предатель-ученик...» (Подражание итальянскому)
IV. «Мирская власть»
VI. *** (Из Пиндемонти)
Если мы вглядимся пристальнее в эту задуманную Пушкиным композицию цикла стихов, который он, очевидно, намеревался опубликовать в «Современнике» как пасхальный цикл, то увидим, что эта пушкинская композиция нашла своеобразное преломление и в композиции «ершалаимских глав» романа Булгакова, которые внутри «Мастера и Маргариты» тоже можно выделить как самостоятельный цикл из четырех глав.
Композиционному замыслу пушкинского цикла соответствуют, таким образом, у Булгакова эти четыре главы, также представляющие у него сквозной сюжет о драме Распятия, хотя конечно, булгаковские главы и представлены в своей композиционной логике:
Глава 2. Понтий Пилат
Глава 16. Казнь
Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду
Глава 26. Погребение
Глава Булгакова «Казнь» (гл. 16) композиционно и по теме соответствует пушкинскому стихотворению «Мирская власть», которое у него и начинается словами о казни: «Когда великое свершилось торжество // И в муках на кресте кончалось божество...».
Глава «Как прокуратор пытался спасти Иуду» [гл. 25] (в комплексе с главой «Погребение» [гл. 26]) тематически соответствует пушкинскому «Подражанию итальянскому»: «Как с древа сорвался предатель-ученик, // Диавол прилетел, к лицу его приник...». Обе части циклов — и у Пушкина, и у Булгакова — посвящены теме предательства Иуды. Концепция Булгакова не совсем соответствует пушкинской, однако, можно заметить, что в названиях этих композиционных частей прослеживается их некоторое созвучие — омофония (Ср: у Булгакова «Как прокуратор пытался...» и у Пушкина «Как с древа сорвался...»). Как это можно заметить, совпадает не только эта общая тема, посвященная интерпретации предательства и смерти Иуды, но и морфолого-стилистическое оформление названия частей цикла, соответствующих теме предательства Иуды.
Тема Пасхальной недели, которая у Пушкина задана стихотворением «Отцы пустынники» (1836), действие которой происходит «во дни печальные Великого поста», безусловно, присутствует и в подтексте романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (как и во всем «Каменноостровском» пасхальном цикле Пушкина). Не только события в Ершалаиме происходят на фоне празднования иудейским народом еврейской Пасхи (Булгаковым указана дата 14 нисана, которая упоминается также в книге Ренана «Жизнь Иисуса» как великая пятница), но и все события, происходящие в Москве, также происходят в романе Булгакова на страстной седмице (со среды по субботу), развиваясь в параллели с богослужебным календарем — христианской недели Великого Поста.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |