Вернуться к Публикации

А.-А. Антонюк. Маргарита спускается в Преисподнюю: «Мастер и Маргарита» в контексте мирового мифа. Очерки по мифопоэтике

Проходя границы миров, Мастер и Маргарита входят в «вечную обитель», увитую виноградной лозой. На этом мы и расстаемся с героями. У Пушкина же наоборот, его герой Фонвизин (вернее, его Тень), оставив виноградники в раю, пускается в обратное путешествие в Россию, получив разрешение повелителя мира Теней (нет, не Воланда! но Феба), и там он встречается с уже знакомой нам парочкой — редактором и поэтом.

Случайна ли такая «зеркальная» перспектива в путешествиях героев Пушкина и Булгакова?

Содержание

Часть 2. Морфология «мифа о путешествии»

Часть 3. Маргарита спускается в Преисподнюю