Проходя границы миров, Мастер и Маргарита входят в «вечную обитель», увитую виноградной лозой. На этом мы и расстаемся с героями. У Пушкина же наоборот, его герой Фонвизин (вернее, его Тень), оставив виноградники в раю, пускается в обратное путешествие в Россию, получив разрешение повелителя мира Теней (нет, не Воланда! но Феба), и там он встречается с уже знакомой нам парочкой — редактором и поэтом.
Случайна ли такая «зеркальная» перспектива в путешествиях героев Пушкина и Булгакова?
Содержание
Часть 2. Морфология «мифа о путешествии»
- Глава 1. «Прамифы» и «пратексты» в романе «Мастер и Маргарита»
- Глава 2. «Ноблесс оближ»
- Глава 3. Диалог Бога и Девы Марии
Часть 3. Маргарита спускается в Преисподнюю
- Компаративная реставрация «мифа о путешествии»
- Глава 1. «Я потеряла свою природу...»
- 1. Герой «на перепутье»
- 2. «Мощная рука» «с дарами мира»
- 3. Мифологема «ночи»
- 4. «Дороги нет»
- 5. Полет в Священный город
- 6. Сакральный центр мира
- 7. Таинственный призыв «из-за пределов мира»
- 8. Приглашение «к ужину»
- 9—10. Явление «злобного демона» в Александровском саду
- 11. Приглашение к «путешествию»
- 12. Начало «одиссеи»
- 13. Преодоление первого «порога»
- 14. Преодоление последующих «порогов»
- Глава 2. Созерцание «миров иных»
- Глава 3. Великий Бал Полнолуния
- Белая и Черная Королева
- 17. Мистический брак
- «Бал» как мистическая категория
- Образы масонской эсхатологии. Тайный язык
- 18. Схватка со «злым духом»
- 19. Сцена «суда» и сакрального убийства в эпизодах Бала у Сатаны
- Глава 4. Тема «спасения»
- 20. «Посланник» мира
- 21. «Бал Сатаны» как «черная месса» и перевернутый ритуал христова таинства евхаристии
- Глава 5. «Огонь, ...которым мы все заканчиваем»
- Глава 6. Мистическое восхождение в высшие миры
- Часть 3. Властелин двух миров