Но вы, разрозненные томы
Из библиотеки чертей,
............
Пускай сожжет вас Божий гром!
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (4:XXX)
Возвращенный рай Мастера («Уедем в те края, где мы с тобой не разлучаться сможем»). Не забудем про Мастера, как он обрел свою первую идиллию, когда Судьба неожиданно проявила к нему свою благосклонность — он выиграл вдруг в лотерею сто тысяч рублей и смог на них купить себе квартирку в подвальчике московского особняка. Однако, уже одно то, что квартира Мастера находилась в подвале, настораживает, — это придает ей некоторые хтонические (подземные) признаки и символизирует ее иллюзорность и принадлежность неким силам злого умысла. Зловещие знаки действительно начинают вторгаться в описание этого особняка, созданного воображением Булгакова, — с его постоянным упоминанием такого символа как огонь: «И в печке у меня вечно пылал огонь!» Огонь, который мирно горит в подвале в начале романной истории Булгакова, имеет, однако, трагическое продолжение в конце — здесь мы видим пожар и огонь, и этот огонь почти апокалиптический.
Воланд возвращает «трижды романтического» Мастера в те места, где когда-то он был счастлив с Маргаритой — в его подвальчик, но ненадолго, только чтобы снова забрать его оттуда, но уже в призрачный сад и дом «под вишнями, которые начинают зацветать» (гл. 32), — в новый особняк призрачного мира с венецианскими окнами и «вьющимся виноградом, который подымается к самой крыше»: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — говорит Маргарита Мастеру, обретая вместе с ним «возвращенный рай» (возвращенный «покой»; гл. 32). Обретение Мастером и его подругой «вечного дома» можно назвать для булгаковских «вечных любовников» ситуацией «возвращенного рая».
Герой в мифах совершает свое нисхождение, чтобы освободить из ада того, кто предназначен ему судьбой. У Гёте Фауст отправляется в тюрьму, чтобы вывести оттуда Маргариту, которая от горя стала безумной. В этой ситуации он выступает в роли ее спасителя (проникая в тюрьму с помощью магической силы Мефистофеля). В литературных обработках мифа тюрьма, монастырь или другое место изгоев общества часто выступает эквивалентом ада.
В общей концепции романа Булгакова, чтобы не уйти в небытие, герою тоже необходимо получить заступничество высших сил. Обладая главным качеством живого человека — сочувствием (милосердием), Маргарита, пройдя сквозь ад, получает право на такое заступничество и сама становится обладательницей этого дара заступничества. Чтобы обрести Покой вместе с Мастером, ей пришлось пройти по всем кругам ада — в виде долгого путешествия с его бесконечными перемещениями.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |