Настоящая монография посвящена исследованию языка М.А. Булгакова и лингвистическим проблемам художественного текста. Автор анализирует речь персонажей романа «Мастер и Маргарита», применяя как традиционный метод семантико-стилистического анализа, так и современную лингвистическую методологию — положения и категории прагмалингвистики и когнитивной лингвистики, функциональной грамматики, а также лингвистики текста. Речь персонажа рассматривается, во-первых, в аспекте языковой личности (в единстве семантико-грамматического, когнитивного и прагматического уровней); во-вторых, с учетом авторской модальности — оценочного отношения автора к персонажу, которое проявляется в системе разнообразных композиционно-речевых средств. Таким образом выявляется эстетическая значимость речи персонажа как компонента художественного целого, отражающего ценностные категории авторской картины мира.
Книга адресована лингвистам, специалистам по художественному дискурсу, лингвистике текста, стилистике художественной речи, а также исследователям и почитателям творчества М.А. Булгакова. Книга также может быть полезна специалистам по лингвистической прагматике и практике художественного перевода, филологам широкого профиля, интересующимся вопросами поэтики и языка писателя.
Содержание
Глава 1. Языковая личность Воланда в авторской картине мира
- Вводные замечания: концепции образа Воланда в научной литературе
- 1. Когнитивный аспект речи Воланда
- 1.1. Отражение принципов мироустройства в мотиве смерти
- 1.2. Концептуальная лексика добро — зло, свет — покой в картине мира Воланда
- 1.3. Речевое выражение всезнания
- 1.3.1. Грамматическая семантика временных глагольных форм
- 1.3.2. Предсказание смерти
- 1.3.3. Семантика обобщённости
- 1.4. Речевое выражение авторитарности
- 2. Прагматический аспект речи Воланда
- 2.1. Эмоциональный тон высказываний и его речевое выражение
- 2.1.1. Ирония как доминанта эмоционального тона
- 2.1.2. Грубо-фамильярный тон как проявление игры
- 2.1.3. Торжественно-приподнятый тон
- 2.1.4. Лирический тон, идущий от автора
- 2.2. Речевое выражение волюнтативной макроинтенции
- 3. Авторская оценка образа Воланда
Глава 2. Языковая личность Ивана в авторской картине мира
- Вводные замечания: интерпретации образа Ивана в научной литературе
- 1. Отражение атеизма и тоталитаризма в речевом поведении Ивана Бездомного
- 1.1. Исходная картина мира поэта Бездомного и её речевое выражение
- 1.2. Речевое выражение волюнтативной макроинтенции
- 2. Динамика языковой личности Ивана
- 2.1. Начало эволюции героя и её речевое проявление
- 2.2. Становление идеалистической концепции мироустройства и изменение субъективной модальности высказываний
- 2.3. Речевое выражение познавательной интенции
- 3. Эволюция героя в оценках автора
- 4. Образ луны в речи персонажа и художественной системе произведения
Глава 3. Языковая личность Бегемота в авторской картине мира