Маргарита с восхищением принимает всемогущество Воланда: Всесилен! Всесилен! (279). У Воланда есть маленький живой земной шар, глобус — «державный знак земного властителя», символ всемогущества и всеведения: «всемогущество неразделимо со всеведением; чтобы всё мочь, надо всё знать» (Зеркалов 2004, 61).
Воланд пребывает в трансцендентной, высшей, не подвластной закону времени реальности — в вечности: Воланд принадлежит вечности (или вечность принадлежит ему?). По свидетельству философов, существуют две вечности: 1. «вечность сотворенного мира», эта вечность «подчинена вневременному бытию» и «противопоставляется времени»; 2. «вечность Бога, стоящая над этим противопоставлением» (Степанов 2004, 849—850). В любом случае вечность не знает времени, тогда как время — непременное свойство земного мира. Как же описать высшую реальность во временных характеристиках земной реальности? По сути, в высшей реальности Воланда царит «вечное настоящее. Прошлое и будущее включены в момент настоящего» (Ионин 1990, 52). Высказывания Воланда в беседе с литераторами на Патриарших подтверждают эту мысль. То, что относится к плану прошедшего (присутствие на балконе у Понтия Пилата во время разговора с Иешуа более 1900 лет назад), как и то, что соотносится с планом будущего (смерть Берлиоза под колесами трамвая), не релевантно по отношению к категории времени. В мире Воланда времени нет, а есть абсолютное вневременное знание о явлениях и событиях, которые носят строго детерминированный характер причинно-следственных отношений. Достаточно вспомнить, что предсказание о смерти редактора Воланд делает, опираясь на скрытый в фигуре недоговаривания астрологический расчёт (и «инструменты» астрологии — планеты, дома): Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть — несчастье ... вечер — семь... [16].
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |