Вернуться к Т.А. Стойкова. Слово персонажа в мире автора: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2. Игровое начало как макроинтенция социальных ролей Бегемота

Главная сюжетная роль Бегемота — слуги-шута — определяет заданную автором макроинтенцию речи персонажа — игровое начало, которое проявляется и в поступках, и в действиях Кота: во всевозможных розыгрышах, дурачествах при участии в расправах и наказаниях людского порока.

В социальных ролях-личинах, в которых по воле автора выступает Бегемот, воплощается, как правило, этически низкий тип речевого поведения. Внешние превращения Бегемота сопровождаются речевым перевоплощением, проявляющимся в социально-речевой мимикрии, в способности к имитации разных стилевых манер. Каждой социальной роли, определяющей статус личности в обществе и во взаимоотношениях с другими людьми, соответствует определённое речевое поведение, поэтому для обозначения социальных ролей Бегемота используется понятие речевая маска.