Исследуется сатира Булгакова как многоаспектная, многослойная, динамически развивающаяся художественно-эстетическая система. Раскрыты важнейшие структурообразующие элементы сатиры Булгакова, в основе которых лежат общечеловеческие культурные ценности и заповеди христианской морали, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса в стране и приверженность к эволюционным формам развития, злободневность, значительность и острота проблематики, художественные принципы и способы отражения и пересоздания действительности. Сатира Булгакова анализируется в многообразии связей с творчеством предшественников и современников — русских сатириков XIX—XX веков.
Рекомендуется студентам и преподавателям филологических факультетов вузов, учителям общеобразовательных школ, литературоведам.
Содержание
Глава 1. Некоторые проблемы теории сатиры
Глава 2. Современное литературоведение о сатире М. Булгакова
Глава 3. М. Булгаков — продолжатель традиций русской классической сатиры
- 3.1. Булгаков и Пушкин
- 3.2. Булгаков и Гоголь
- 3.3. Булгаков и Достоевский
- 3.4. Булгаков и Салтыков-Щедрин
- 3.5. Булгаков и Чехов
- 3.6. Булгаков и Аверченко
- 3.7. Булгаков и русские писатели XIX века (Грибоедов, Горбунов, Сухово-Кобылин, Козьма Прутков)
Глава 4. Сатира М. Булгакова
- 4.1. Рассказы, очерки, фельетоны
- 4.2. Сатирические повести
- 4.3. Сатира в драматургии
- 4.4. Сатира в романах Булгакова «Белая гвардия»
Глава 5. М. Булгаков и русская сатира 20—40-х годов XX века
- 5.1. Булгаков и Горький
- 5.2. Булгаков и Маяковский
- 5.3. Булгаков и Зощенко
- 5.4. Булгаков и Замятин
- 5.5. Булгаков и Эрдман
- 5.6. Булгаков и Платонов
- 5.7. Булгаков и Леонов
- 5.8. Булгаков и Ильф и Петров
Глава 6. Сатира М. Булгакова как художественно-эстетическая система