Благородный дух, добродетельная душа, которой отказано в осуществлении своего сознания в мире порока и глупости, отвращается то со страстным возмущением, то с тонким остроумием или холодной горечью от находящегося перед ним существования, негодует или издевается над миром, который прямо противоречит его абстрактной идее добродетели и правды.
Гегель
Булгаковедение несмотря на сравнительно молодой возраст стало уже достаточно солидной и обширной отраслью историко-литературной науки. Жизни и творчеству Булгакова посвящены сотни содержательных статей, появляются ценные книги, выходят интересные сборники. Усилиями российских и зарубежных литературоведов многое сделано в изучении творческого наследия писателя. Разумеется, остается еще немало проблем, требующих дальнейшего серьезного осмысления. Одна из существенных среди них, на наш взгляд, — сатира Булгакова, ее особенности и своеобразие, художественно-эстетические и философско-мировоззренческие ориентиры смеха, комического в его творчестве. Сложилась парадоксальная ситуация: трудно назвать ученого-булгаковеда, который бы в своих исследованиях не касался сатиры Булгакова, однако специальных работ, посвященных булгаковской сатире, пока немного и они представлены в основном в виде предисловий или послесловий к сборникам его произведений. Сатира Булгакова еще не стала предметом специального монографического исследования.
Булгаков был сатириком по преимуществу, о чем свидетельствует его творческое наследие. Писатель и сам сознавал себя прежде всего сатириком, хотя, конечно, среди его произведений далеко не все являются сатирическими. Рассказы, очерки и фельетоны писателя 20-х годов носят в большинстве своем сатирическую направленность. Сатирические по своему обличительному пафосу повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Весьма значительно место сатиры в булгаковской драматургии: три из десяти оригинальных пьес его являются комедиями: «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Иван Васильевич». В других комедийные мотивы (персонажи, ситуации, диалоги, реплики) весьма заметны и существенны, особенно это касается таких произведений, как «Дни Турбиных», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Кабала святош».
Сатира выступает семантически важным компонентом целостной эпической системы уже в первом романе Булгакова «Белая гвардия». Сатирическое, или шире, комическое начало, в этом романе и в пьесах приводит к появлению жанровых форм, в которых оно получает большое идейно-художественное значение. Комическое дополняет драматическую ипостась созданной писателем картины мира в период социальных катаклизмов, придает ей стереоскопичность и полноту, а также является в какой-то мере формой авторского контроля и самокорректировки (тут на первый план выступает, в частности, ирония). Насмешливый тон повествования, переходящий в иронию, свойственен роману «Жизнь господина де Мольера», что, разумеется, не исключает драматических и трагических моментов. «Записки покойника» («Театральный роман») содержат сатирическое описание быта и нравов литературной среды, уклада Независимого театра, за которыми ощущается обстановка тоталитарного режима, установившегося в стране в середине 30-х годов. Использование литературной маски (ведет записки наивный и доверчивый Максудов, начинающий писатель) придает картинам действительности остроту и пронзительность. Широкий спектр комического представлен в романе «Мастер и Маргарита» с целью осмеяния результатов большевистского социального эксперимента, показа нравственной ущербности, бездарности, лицемерия литераторов и деятелей искусства, обслуживающих правящий режим, создающих ему привлекательный облик. Пародия и ирония, открытый фарс и приемы балаганного театра, гротеск и фантастика, карнавализация и каламбур используются в смеховой игре, которая удивляет многоаспектностью, неожиданностью переходов от одной комической тональности к другой.
Булгаков воспринимается как писатель-сатирик, хотя, разумеется, среди его произведений далеко не все являются сатирическими, поэтому вполне логичны и иные взгляды. Сам писатель относился к себе как к сатирику прежде всего. В письме Правительству СССР (1930 г.) писатель приводит заметку из журнала «Книгоноша» за 1925 год, в которой говорилось: «М. Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». И затем со всей уверенностью заявляет: «Увы, глагол хотеть напрасно взят в настоящем времени. Его следует перевести в плюсквамперфектум: М. Булгаков стал сатириком, и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима» (V, с. 447)1.
Произведения Булгакова подвергались ожесточенным нападкам со стороны охранительной критики, запрещались, большая часть не была напечатана при жизни писателя. Его обвиняли в клевете, искажении жизненной правды, легковесности, подобного рода обвинения встречаются и до сих пор. Различно и отношение к сатире Булгакова у литературоведов: понимание ее пафоса, направленности, приемов и форм осмеяния, оценка того или иного произведения, образа. Во многих работах о Булгакове так или иначе затрагивается вопрос о сатире в его творчестве, высказаны интересные соображения о ее своеобразии, верные суждения о принципах сатирического изображения действительности в произведениях писателя, наблюдения над их художественными особенностями. Очевидно, что булгаковедение достигло уже значительных результатов, научная мысль успешно продвигается и в освоении сатиры писателя, а поэтому появилась возможность основательно заняться изучением эстетики и поэтики сатирического творчества Булгакова.
В предлагаемой монографии пойдет речь о формировании и развитии сатиры в творчестве Булгакова. Анализируя целиком сатирические произведения писателя или такие, в которых сатира занимает весьма существенное место, автор стремится проследить становление сатиры Булгакова, уяснить ее характерные особенности в произведениях различных жанров, представить ее как оригинальную художественно-эстетическую систему в контексте русской сатиры XIX — первой половины XX веков. Автор ставил своей задачей проанализировать процесс развития и обогащения творческой манеры Булгакова-сатирика, генеалогию его основных типов, образов, мотивов, жанровых разновидностей с тем, чтобы охарактеризовать важнейшие принципы булгаковской сатиры. Эволюцию творческой манеры Булгакова-сатирика определяли многие факторы, которые учитываются в совокупности и взаимной обусловленности и изменяемости во времени: мировоззрение и жизненный опыт, политическая и общественная обстановка в стране, цензурные и биографические условия литературной деятельности, растущее мастерство художника. Поставленная задача определила и методику исследования. Произведения писателя рассматриваются с точки зрения их роли и значения в художественно-эстетической системе сатирика, выявления того нового, что они вносили в развитие проблематики и поэтики сатиры Булгакова.
Содержание творческого наследия Булгакова-сатирика обусловило структуру и композицию данного исследования. Монография делится на три раздела: «М. Булгаков — продолжатель традиций русской классической сатиры» (глава 3), «Сатира М. Булгакова» (глава 4), «М. Булгаков и русская сатира первой половины XX века» (глава 5). Первому разделу предшествуют две небольшие главы, содержащие изложение некоторых проблем теории сатиры (глава 1) и краткий обзор литературоведческих работ о сатире Булгакова (глава 2). Завершает монографию глава «Сатира М. Булгакова как художественно-эстетическая система» (глава 6) и библиография.
Примечания
1. Цитаты из произведений М. Булгакова приводятся по изданию: М.А. Булгаков. Собр. соч.: В 5 т. — М.: Художественная Литература, 1989—1990. Указания на источник даются в тексте (том обозначается римскими, страницы — арабскими цифрами).
К оглавлению | Следующая страница |