Содержание
Глава 1. «Адам и Ева» как драматическая мениппея
- 1.1. «Адам и Ева» в освещении критики
- 1.2. Литературный контекст: «Адам и Ева» как реплика в диалоге с пьесами «RUR» К. Чапека и «Бунт машин» А. Толстого
- 1.3. Ситуация выбора, обозначенная эпиграфами
- 1.4. Определение позиций Ефросимова и Дарагана как главных носителей конфликта
- 1.5. Апокалипсис, созданный М. Булгаковым для испытания идеи
- 1.6. Сцена собрания — кульминация пьесы
- 1.7. Творцы и организаторы — конфликт двух типов отношения к миру
- 1.8. Комические персонажи пьесы
- 1.9. Жанр «Адама и Евы»
Глава 2. Спор с современниками о будущем в пьесе «Блаженство»
- 2.1. «Блаженство» в освещении критики
- 2.2. Литературный контекст: интерес к теме будущего
- 2.3. Встреча XX и XXIII веков: определение основных позиций героев
- 2.4. Рейн и Саввич — главные носители конфликта. Выбор Авроры
- 2.5. Бунша и Милославский — комические герои пьесы. Комическая пара
- 2.6. Жанр «Блаженства»
Глава 3. Утопическая идея гармонии в «Иване Васильевиче». Юмор как основной пафос комедии
- 3.1. «Иван Васильевич» в освещении критики
- 3.2. Сопоставление «Блаженства» и «Ивана Васильевича»: изменение системы образов
- 3.3. Образ Грозного
- 3.4. Действо увенчания-развенчания в «Иване Васильевиче». Карнавальная атмосфера комнаты Тимофеева
- 3.5. Карнавальное царство в древней Москве
- 3.6. Жанр «Ивана Васильевича»