В книге раскрывается творческая история трех фантастических произведений М.А. Булгакова начала 1930-х годов и романа «Мастер и Маргарита», создаваемого писателем параллельно с пьесами на фоне трагических событий в России начала XX века. Литературный и театральный контекст эпохи позволяет понять многие аллюзии, содержащиеся в тексте романа; особое место занимает анализ сценического искусства того времени. Автор связывает замысел романа «Мастер и Маргарита» с событиями русской истории, с коллизиями рассказа «Красная корона» и пьесы «Бег», проводит параллели с евангельскими текстами, освещает поэтику и новаторскую структуру булгаковской драматургии.
Издание предназначено для широкого круга читателей, студентов-гуманитариев и специалистов-филологов.
Содержание
Глава первая. Литературные традиции в творчестве Михаила Булгакова
- 1. Конфликт «фаустовской души» и аппарата власти
- 2. Материализация воображаемого: чёрт и структура драмы
- 3. Сон как мистическое прозрение в формах реальности
- 4. Преображение социального героя
Глава вторая. История «Адама и Евы»
- 1. «Академическое дело»: интеллигенция в годы «великого перелома»
- 2. История текста «Адама и Евы»
- 3. Театральный контекст
- 4. Схема пьесы-катастрофы (литературный контекст)
- 5. Разрушение схемы
- 6. Истребитель Дараган
- 7. Запрещение «Адама и Евы»
Глава третья. Закат Европы в «Блаженстве»
- 1. Замысел 1929 года
- 2. История текста пьесы «Блаженство»
- 3. Первый набросок: концепция будущего
- 4. Мифологический пласт
- 5. Драма автоцензуры
Глава четвертая. История создания пьесы «Иван Васильевич»
Глава пятая. Творческая история романа «Мастер и Маргарита»