Все документы, относящиеся к пьесе «Адам и Ева», датируются летом-осенью 1931 года. 5 июня Булгаков заключил договор с дирекцией Госнардома им. Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В тексте его нет упоминаний о предыдущем договоре автора с театром. Дирекция поручала автору написать пьесу к 1 ноября 1931 года:
«3. Дирекция обязуется в пятнадцатидневный срок дать ответ автору о принятии пьесы. <...>
6. За право постановки пьесы Дирекция уплачивает автору 2000 рублей, из них 1000 рублей при подписании настоящего договора, 500 рублей — не позднее 5 июля с. г. и остальные 500 рублей немедленно по принятии пьесы дирекцией»1.
Договор был подписан Булгаковым и директором Госнардома Н. Рохлиным.
4 июля 1931 года директор Красного театра В. Вольф послал Булгакову срочную телеграмму, подтверждавшую перечисление аванса: «Пятьсот рублей переведены еще 21 июня телеграфом очевидно произошло очередное безобразие с доставкой немедленно расследую вчера послал вам письмо через два дня сообщите получены ли деньги адрес нардом Вольф»2.
В течение июля—августа В. Вольф, отдыхавший в Хосте, посылал автору сообщения о делах театра. 4 августа Булгаков получил открытку: «Дорогой Михаил Афанасьевич! Сообщаю: театр съезжается 16 августа. Я приеду 20, через 2—3 дня позвоню вам по телефону, мы сговоримся о времени вашего приезда в Ленинград и будем запоем читать пьесу. На денежные повестки плюйте, кончится тем, что они оставят вас в покое»3.
7 августа Булгаков получил из Хосты телеграмму: «Читка вашей пьесы в Ленинграде назначена двадцать четвертого. Вольф»4. Денежные повестки, о которых пишет Булгакову Вольф, могли быть связаны с долгом писателя Всероскомдраму, из-за которого Булгакову было отказано в просьбе о деньгах во МХАТе в декабре 1930 года. По-видимому, Булгаков отказывался признавать этот долг. 8 июля 1931 года драматург заключил договор с Театром им. Евг. Вахтангова. В связи с письмом В. Вольфа от 3 июля представляет интерес пункт 6-й договора: «Автор обязуется не передавать пьесу ни в какой другой театр гор. Москвы и не издавать ее до постановки в Театре. На изданном же экземпляре на титульном листе должна быть оговорка о том, что исключительное право постановки в гор. Москве предоставляется Театру им. Евг. Вахтангова»5. Совершенно очевидно, что Булгаков собирался опубликовать «Адама и Еву». Однако этот замысел не осуществился: ни одна из булгаковских пьес не была опубликована при жизни автора.
11 августа 1931 года газета «Вечерняя Москва» в заметке «Что пишут драматурги» сообщала: «М.А. Булгаков закончил пьесу о будущей интервенции»6. Как и договор Булгакова с Красным театром, эта газетная информация поражает сегодня тем, что вопрос о будущей войне считался решенным, привычным и не вызывал, по-видимому, ни страха, ни ужаса, во всяком случае, у деятелей идеологического фронта. В событиях булгаковской пьесы очевидно стремление автора прервать это военное наваждение и показать результаты нетерпимости и массового уничтожения...
30 августа 1931 года в «Известиях» под заголовком «Руководители театров о перспективах нового сезона» была напечатана беседа с заведующим художественной частью Театра им. Евг. Вахтангова В.В. Кузой. Он рассказал о пьесе П. Маркиша «Пятый горизонт», о предстоящих постановках «Гамлета» и «Егора Булычева», о гастролях театра в Новокузнецке. Поверх текста интервью Булгаков сделал краткую надпись красным карандашом: «Ни слова об "Адаме и Еве"»7. 18 сентября газета «Советское искусство» сообщила: «Драматург М.А. Булгаков написал новую пьесу о будущей войне. В Москве пьеса передана для постановки Театру им. Евг. Вахтангова, в Ленинграде — Красному театру»8.
Пьесой о будущей войне заинтересовались еще два театра. 31 августа Булгаков получил телеграмму из Ленинграда: «Просим выслать для ознакомления "Адама и Еву" Ленинградскому государственному театру драмы Телеграфте ответ = Акимов Петров»9. А 30 сентября была получена телеграмма от директора Бакинского рабочего театра В.И. Месхетели: «Телеграфте возможность условия предоставления Бакинскому рабочему театру пьесы "Адам и Ева"»10. (Телеграмма датирована по ответу Булгакова, орфография подлинника). Черновик ответа драматурга написан 1 октября:
«Уважаемый т. Месхетели! В ответ на вашу телеграмму сообщаю (далее зачеркнуты слова: "что с моей стороны никаких препятствий". — И.Е.), что могу предоставить мою пьесу "Адам и Ева" для постановки в Бакинском рабочем театре на условиях уплаты мне, помимо заактных установленных авторских, еще семисот пятидесяти рублей за право постановки.
Сообщаю, что пьеса (зачеркнуто: "в цензуре не была". — И.Е.) цензуру еще не проходила.
Примите уверения в уважении. М. Булгаков»11.
В перепечатанном ответе в Баку от 2 декабря добавлена после упоминания о семистах пятидесяти рублях фраза: «Экземпляр пьесы может быть передан Вашему театру по получении мною этой суммы»12. Исчезли также добавления к подписи. Письмо приобрело более строгий и деловой тон. Через месяц, 2 ноября 1931 года, В.И. Месхетели отправил из Баку в Москву письмо: «Уважаемый Михаил Афанасьевич! Посылаю Вам договор. Деньги перевел телеграфом, полагаю, вы их уже получили»13. Договор с Бакинским рабочим театром не имел последствий, как, впрочем, и договоры с другими театрами.
В августе и сентябре газеты много писали о постановке «Мертвых душ» во МХАТе в инсценировке Булгакова. 18 октября 1931 года газета «Советское искусство» сообщила, что во МХАТе принята к постановке пьеса Булгакова «Мольер» («Кабала святош»). Казалось, после нескольких лет безудержной травли в судьбе Булгакова наступает более светлый период. В ноябре драматург отправил в Красный театр тексты инсценировок «Мертвых душ», «Мольера» и «Адама и Евы».
14 сентября 1931 года Булгаков получил из Вахтанговского театра записку от В.В. Кузы: «Глубокоуважаемый Михаил Афанасьевич! Прошу дать подателю сего один экземпляр "Адама и Евы". Через три дня по перепечатке будет возвращен. Искренне уважающий Вас В. Куза»14. Это был тот самый человек, который в своем интервью газете «Известия» о ближайших планах театра ни словом не упомянул об «Адаме и Еве». Возможно, в этом осторожном поведении завлита сказался печальный опыт работы Театра им. Евг. Вахтангова с Булгаковым: спектакль «Зойкина квартира» пять лет назад вызвал целую бурю в прессе, причем ругали подчас не только автора, но и театр. К 1931 году обстоятельства в СССР стали еще более суровыми, творчество опального драматурга было фактически запрещено.
О чтении пьесы 18 октября труппе Вахтанговского театра вспоминает Л.Е. Белозерская: «М.А. читал ее в Театре Вахтангова в этом же году. Присутствовал Алкснис, крупное лицо в Военно-воздушных силах. Он сказал, что ставить пьесу нельзя, так как погибает Ленинград. Но пьеса-то фантастическая, а разве мало катастроф допускается, скажем, в современной научной фантастике? Гибнут целые миры, целые планеты... (Воспоминания Любови Евгеньевны Белозерской написаны в 1968—1969 годах. — И.Е.). Пьесе своей автор предпослал цитату из произведения "Боевые газы". И тут же, чтобы смягчить впечатление, привел и другую, мирную, цитату из Библии...»15
Однако смягчить впечатление не удалось. Командующий Военно-воздушными силами Союза командарм II ранга Я.И. Алкснис высказался совершенно определенно: пьесу ставить нельзя. Это было равносильно ее запрещению. Изменения текста уже не могли помочь, мнение о пьесе сложилось, и в ответ на свое письмо Булгаков получил из Красного театра в Ленинграде телеграмму: «Адам и Ева свободны. Красный театр»16. Этот романтический текст мог означать только одно: пьеса запрещена цензурой. Препятствия появились с той стороны, откуда появлялись всегда.
На этом чтении в Театре им. Евг. Вахтангова, отзыве Алксниса и телеграмме Вольфа, собственно, и заканчивается история «Адама и Евы». Писатель никогда не боролся за «Адама и Еву», как боролся он за «Бег» и «Мольера». Тетрадь с рукописью и машинописная перепечатка заняли свое место в домашнем архиве писателя.
Имя Туллер (как позднее Битков — профессиональный филер в пьесе «Александр Пушкин») стало обозначением людей определенного сорта в окружении Булгакова. 13 декабря 1937 года Е.С. Булгакова записала в дневнике о вечере у администратора МХАТа Ф.Ф. Михальского: «У Феди на обеде: Кедров, Раевский с женой, Дорохин, Пилявская, Морее, Комиссаров, Ларин, Якубовская, Шверубович, какой-то Ваничка Серединкин, у которого оказался чудесный тенор, и мы. В конце вечера, уже часу в первом, появился какой-то неизвестный в черных очках, черной тужурке, лет пятидесяти по виду, оказавшийся Фединым товарищем по гимназии. Не Туллер ли первый?»17. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков решил судьбу доносчика в жестокой сцене расправы Воланда с бароном Майгелем. Тема предательства, тема Иуды, пронизывающая произведения писателя 1930-х годов, входит в творчество Булгакова на рубеже «великого перелома» в его фантастических пьесах. Последнее упоминание в дневнике жены писателя об «Адаме и Еве» относится к 1937 году: во время судебных процессов, шедших в Москве, Булгаков прочитал друзьям первый акт своей «катастрофической» пьесы «Адам и Ева».
Примечания
1. Договор М.А. Булгакова с Красным театром // ИРЛИ, ф. 369, ед. хр. 212, л. 1.
2. Там же, л. 10.
3. Письмо В.Е. Вольфа М.А. Булгакову 4 августа 1931 г. // ИРЛИ, ф. 369, ед. хр. 213, л. 4.
4. Телеграмма В.Е. Вольфа М.А. Булгакову 7 августа 1931 г. // ИРЛИ, ф. 369, ед. хр. 212, л. 9.
5. Договор М.А. Булгакова с Театром им. Евг. Вахтангова // Там же, л. 2.
6. Что пишут драматурги // Вечерняя Москва. 1931. 11 авг. С. 4.
7. Руководители театров о перспективах нового сезона // Известия. 1931. 30 авг. — Цит. по: Альбом вырезок М.А. Булгакова, собранных им самим // ОР РГБ, ф. 562, к. 39, ед. хр. 9.
8. Советское искусство. 1931. 18 сент.
9. Телеграмма Н.П. Акимова М.А. Булгакову // ИРЛИ, ф. 369, ед. хр. 212, л. 8.
10. Телеграмма директора Бакинского рабочего театра В.И. Месхетели М.А. Булгакову 30 сентября 1931 г. // Там же, л. 6.
11. Письмо М.А. Булгакова В.И. Месхетели 1 октября 1931 г. // Там же, л. 3.
12. Там же, л. 4.
13. Письмо В.И. Месхетели М.А. Булгакову 2 декабря 1931 г. // Там же, л. 5.
14. Письмо В.В. Кузы М.А. Булгакову 14 сентября 1931 г. // Там же, л. 6.
15. Белозерская-Булгакова Л.Е. О, мед воспоминаний! [Рукопись] // ОР РГБ, ф. 562, к. 59, ед. хр. 5, л. 16—17.
16. Телеграмма В.Е. Вольфа М.А. Булгакову // ИРЛИ, ф. 369, ед. хр. 212, л. 7.
17. Дневник Елены Булгаковой. [Рукопись] // ОР РГБ, ф. 562, к. 24, ед. хр. 25.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |