М.А. Булгаков был не только гениальным писателем, но и универсально эрудированным человеком. Не одно поколение пытливых литературоведческих умов пытается проникнуть в суть авторского замысла и отыскать все «пасхалки», которыми наполнен текст знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
В этой книге-исследовании мы проанализировали роман с точки зрения специфических закономерностей музыкального искусства. Прочитав ее, вы узнаете, почему одни герои говорят баритоном, а другие — сопрано, как музыкальный план повествования связан с литературно-философской основой романа и что общего у «Мастера и Маргариты» и позднего барокко.
Книга адресована музыковедам, филологам, культурологам, и всем тем, кто интересуется творчеством М. Булгакова.
Содержание
Глава 1. Музыкальные реалии текста: музыкальные тембры, музыкальные инструменты, музыкальные жанры
- 1.1. Музыкальные тембры
- 1.2. Музыкальные инструменты
- 1.2.1. Инструменты симфонического оркестра
- 1.2.2. Звучащая современность (патефон, радиоприемник)
- 1.2.3. «Звучащие реалии быта»
- 1.3. Музыкальные жанры
- 1.4. «Структурообразующая» роль музыкальных инструментов и музыкальных жанров в «партитуре» романа
- 1.5. Генеральная интонация романа
Глава 2. Драматургия
- 2.1. Становление интонационной идеи в контексте философских прообразов романа
- 2.1.1. Теологема Владимира Соловьева
- 2.1.2. Интонационно-звуковые сферы романа как отражение библейско-символической идеи текста
- 2.2. Музыкальные принципы организации звучащего материала
Глава 3. Музыкальный жанр романа