Вернуться к А.В. Никулина. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.3. Музыкальные жанры

Музыкальные жанры в романе «Мастер и Маргарита» — одна из сторон музыкального континуума произведения. В иерархической системе музыкальных составляющих единиц текста жанры, или их словесное описание, носят ярко выраженный характер обобщающих моделей, что соответствует бытованию жанров в музыкальном искусстве: «Жанр музыкальный — одно из важнейших средств художественного обобщения в музыке» [37, с. 192]. «Обобщение через жанр» — термин, введенный А. Альшвангом. В романе воссоздаются способы исполнения, звучания и восприятия музыки с точки зрения жанрового контекста. При этом выявляются не отдельные стороны действительности, качества (подобно звукам, тембрам), но, с помощью словесного описания и воссоздания коммуникативной ситуации исполнения и восприятия музыки, целостный образ окружающей реальности.

Складываясь из более мелких структурных составляющих звукового поля (звуки, тембры, музыкальные инструменты), жанры возводятся до семантических моделей-цитат, по уровню обобщения смыкающихся с понятием интонации. Анализ жанров в романе, таким образом, позволяет выявить интонационность «музыкального плана» повествования как в каждый конкретный момент «звучания», так и на уровне «генеральной интонации» романа — лейтинтонации, отражающей звуковой целостный образ мира.

В данной работе музыкальные жанры рассматриваются с точки зрения коммуникативной ситуации (способ исполнения, воспроизведение типических черт того или иного жанра) и в аспекте художественно-смысловой нагрузки, которую несет описание жанров в романе («модель мира» — обобщающий образ, складывающийся из субъективной оценки восприятия).

Понятие «музыкальный жанр» в романе, так же как и в музыкальном искусстве, связано с внемузыкальными факторами творчества, отражая «жизненное предназначение музыки, ее связь со словом, танцем, другими искусствами» [там же, с. 192]. В контексте проблемы «музыка и литература» внемузыкальные факторы позволяют провести параллель между бытованием жанров в музыке и их упоминанием в литературном произведении. С точки зрения внемузыкальных факторов музыкальные жанры в романе четко разделяются на вокальные (связанные со словом) и инструментальные (связанные с танцем). Подобная дифференциация и определяет структуру данной главы, в которой будет рассмотрена система вокальных и инструментальных жанров.