Книга известного историка и литературоведа Б. Соколова рассказывает о взаимоотношениях власти и деятелей отечественной культуры в сталинскую эпоху. На обширном документальном материале показаны непростые судьбы А. Платонова, Д. Бедного, Б. Пильняка, Е. Замятина, А. Толстого, М. Шолохова, М. Булгакова, М. Кольцова, И. Бабеля, В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, М. Зощенко. Условия жизни и творчества писателей, публицистов, режиссеров, их контакты со Сталиным, другими советскими руководителями, вольное или невольное «знакомство» с карательными ведомствами — основные направления данного исследования. По мнению автора, взаимоотношения Власти и Художника в тоталитарном обществе отнюдь не способствуют развитию свободного творческого процесса.
Содержание
- Как это начиналось
- Мастера изобразительного искусства на путях к социалистическому реализму
- Театр Революции, или Революция в театре
- Национальная форма и интернациональное содержание
- Приручение «Буревестника»
- Андрей Платонов: счастье и несчастье автора «кулацкой хроники»
- Бей своих, чтобы чужие боялись: история одного дневника
- Демьян Бедный: превращение «мужика вредного» в «мужика безвредного»
- Поэтическая фронда
- Пильняк: отсроченная смерть
- Евгений Замятин: отпущенный на свободу
- От РАПП к Союзу советских писателей: перестройка культуры на началах единообразия
- Алексей Толстой: печеная картошка и стремление к добру
- Шолохов: автор «Тихого Дона» и маховик репрессий 30-х годов
- Булгаков: сохранить, но не печатать
- Кольцов: гибель «револьверного журналиста»
- Исаак Бабель — супруги Ежова: «любовно-политический треугольник»
- Мейерхольд: погубленный Мастер
- Сергей Эйзенштейн: от «Броненосца Потемкина» к «Ивану Грозному»
- Михаил Зощенко: перед заходом солнца