Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается в монографии в контексте традиций русской национальной культуры. В тесной связи с нравственно-этическими исканиями крупнейших отечественных мыслителей русского религиозно-философского Ренессанса в работе исследуются библейские образы-архетипы, нашедшие творческое переосмысление в «ершалаимских» главах «Мастера и Маргариты», в которых евангельская истина, имеющая универсально-вселенское значение, проступает сквозь призму духовного опыта русской интеллигенции первой трети XX века. В монографии представлена развернутая историко-философская парадигма романа «Мастер и Маргарита», в которой обнаруживается системное взаимодействие различных культурно-национальных мифопоэтических кодов, художественно синтезированных в самобытные булгаковские образы. Книга адресована преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных специальностей и всем тем, кто интересуется русской литературой, культурой и философией.
Содержание
Глава I. Русская литература и философия в поисках «живого Бога». Истоки нравственно-этической концепции романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 1. «Ум» и «сердце» в богоискательской традиции русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)
- § 2. Поиски «живого Бога» в русской религиозной философии рубежа XIX—XX веков
- § 3. Диалектика времени и вечности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте историософских идей Н.А. Бердяева
Глава II. «Древние» главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: вселенский смысл евангельской истины сквозь призму духовного опыта русской интеллигенции первой трети XX века
- § 1. Вселенское и национальное сознание в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 2. Проблема веры и знания в «ершалаимских» сценах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 3. Образ Иешуа Га-Ноцри и его оценка в отечественном литературоведении: религиозно-философский аспект
- § 4. Историко-богословские оппозиции Закон/Благодать, пророк/философ в русском национальном сознании и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: образы Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата
- § 5. Сон Понтия Пилата: проблема вины и нравственной ответственности в религиозно-философском сознании М.А. Булгакова
- § 6. Образ Левия Матвея в контексте «философии сердца» русского религиозного Ренессанса
- § 7. Рациональный и иррациональный смысл образа Иуды из Кириафа
Глава III. «Современные» главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: преодоление духовной ограниченности советской интеллигенции
- § 1. Рационализм и безбожие Михаила Берлиоза в историко-философском контексте эпохи
- § 2. Бездуховное бытие советских обывателей и его сатирическое осмысление в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 3. Путь духовного преображения Ивана Бездомного
Глава IV. Синтез русской и западноевропейской мифологических традиций в демонологии романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 1. Национальное и универсальное в образе Воланда
- § 2. Образ Коровьева-Фагота в контексте восточнославянской и западноевропейском мифологии
- § 3. Фольклорная природа образа кота Бегемота
- § 4. Мифопоэтические корни образа Азазелло
- § 5. Художественная трансформация мифопоэтических систем в образе Геллы