Литературоведческое исследование А.Н. Баркова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение» является итогом осмысления известного романа М. Булгакова в непривычном для большинства читателей и литературоведов аспекте. Автор полемизирует с рядом известных исследователей, которые выработали общепринятый взгляд на творчество М. Булгакова.
Для широкого круга интеллигенции, студентов.
Содержание
I. В тупике стереотипов
- «Торжественный смысл слова «Мастер»
- Мастер — имя нарицательное
- От Ивана Николаевича до Иванушки (Почему Мастер не заслужил «света»)
- «Это ты ли, Маргарита?»
- «Верная, вечная...»
- Поцелуй вампира
II. Система ключей в романе
- Криптограмма: шифр или код?
- К вопросу об «антисемитизме» Булгакова
- О парадоксах в романе
- О календарях и Пасхах
- Определение даты финала
III. Прототип Мастера
- Цекуба или Фалерно?
- От Феси и Берлиоза до Мастера
- Неожиданная слеза
- О «старичках»
- Реторта Фауста социалистической эры
- «Ненавистен мне людской крик»
- Два автора одного театра
IV. Сталин советской литературы
- Если есть нечего — есть ли все-таки человеческое мясо?
- «Неужели, неужели?...»
- Так зародилась горьковщина
- Конец романа — конец героя — конец автора (Мертвец, хватающий живых)
V. Метла Маргариты
- «Женщина непомерной красоты»
- Желтые мимозы на черном фоне
- Готический особняк
- Конец «квартиры № 50» или «квартиры № 20»?
- Что нашептала Маргарита?
- «Где эта улица, где этот дом?»
VI. Кладбище булгаковских пьес
- Семнадцатая глава «Театрального романа»?
- Самая ранняя дата
- Седой финдиректор в интерьере Театра
- Центурион вампиров
- Рыжая ведьма за пишущей машинкой
- Треснувший монокль темно-фиолетового рыцаря
- Пусть рыцарь — друг, но истина — дороже?
VII. Рукописи, которые не горят
VIII. «Козлиный пергамент»
IX. Два «зеркала русской революции»