Вернуться к А.Н. Барков. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение

От автора

Эта книга — о знаменитом романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». И еще — о литературном истэблишменте, который Михаил Афанасьевич назвал Массолитом. Хотя роман адресован вовсе не им, инженерам наших душ, они, ничтоже сумняшеся, вот уже больше четверти века объясняют с давно устаревших приказных позиций, к тому же еще и миллионными тиражами, содержание «Мастера и Маргариты».

Не обещаю Вам легкого чтения: эту книгу вряд ли можно будет читать, скажем, чтобы убить время в автобусе или в электричке. За один присест ее тоже, пожалуй, не одолеть. Скорее всего, придется для начала освежить в памяти содержание романа, да и в процессе чтения не откладывать его далеко. Короче, чтение этой книги — работа. И если Вы к этому не привыкли, Вам вряд ли стоит браться за эту книгу.

Если Вы все же решитесь прочесть ее, давайте вместе разберемся, зачем Булгакову потребовалось наделять Сатану-Воланда сифилисом, поселять Маргариту в особняк Саввы Морозова, усаживать ведьму Геллу за пишущую машинку...

Не думаю, что появление этой книги вызовет особые восторги Массолита; его реакцию я уже успел познать — по самым первым наброскам, которые по наивности предложил было некоторым светилам литературоведения и российским журналам: возьмите, дескать, идею, разрабатывайте ее дальше, вы же специалисты... Злобная реакция типа «даже если это и правда, нам такой Булгаков все равно не нужен; нас не интересует, что думал Булгаков, когда писал роман, для нас главное — форма, и каждый критик волен давать ей свое толкование; и вообще, пусть бы лучше этот Барков не лез не в свое дело» для спортсмена, каковым автор чувствовал себя всю свою жизнь, означала только одно: Старт! Что ж, автору безразлично, на чем обыгрывать соперников — то ли на очках-секундах, то ли на статьях контрактов, то ли на разборе булгаковского романа; был бы соперник. Даже интересно было попробовать силы на чужом поле... К тому же, соперник сам напросился... Пришлось делать работу за литературоведов, ее результат — в этой книге. И я благодарен Массолиту за то, что он спровоцировал меня на это весьма интересное дело.

Поскольку большая часть излагаемого в книге в корне противоречит общепринятому в Массолите мнению, прошу Вас, читатель, проявить стремление во что бы то ни стало опровергнуть построения автора, отыскать нарушения в логике, некорректную интерпретацию тех или иных фактов. Короче, читать так, чтобы можно было либо с достаточным основанием поставить под сомнение выводы в отношении предлагаемого здесь прочтения романа «Мастер и Маргарита», либо... Впрочем, читайте... Будьте предвзятыми судьями, секундантами, оппонентами... Но не безучастными наблюдателями.

Обязуюсь немедленно откликнуться на самую нелицеприятную критику (пусть только она будет обоснованной); возможно, полемика будет интересной для обеих сторон.

Если же кто-то из читателей обнаружит, что «Здесь что-то есть!», и у него возникнет желание продолжить свое общение с до сих пор не понятыми писателями, то нет, пожалуй, ничего лучшего, чем заняться творчеством ныне живущего Владимира Орлова. Начните с «Альтиста Данилова», романа, в котором он еще в самые безнадежные годы застоя как-то интуитивно почувствовал, предсказал и описал фантастически невероятное: назревавший бунт диссидентов от святая-святых сатанинской Системы — партийной номенклатуры и офицеров КГБ. Для писателя, которого вряд ли когда-либо вызывали на Большой Партком за принципы, несовместимые со званием коммуниста, для человека, который вряд ли прочувствовал на себе весь ужас ситуации, когда малознакомые ему члены этого парткома, вместо выполнения команды «Добить!» вдруг начинают оправдывать его в один голос и принимают решение «ограничиться обсуждением», что равносильно смертному приговору (ведь сатанинская Система тем более не прощает коллективного бунта в своей среде), но который описал все это: и Горбачева, и Ельцина, и гражданский поступок головорезов из «Альфы», а в следующем своем романе «Аптекарь» — еще и Янаева с Крючковым с их путчем, и танковый расстрел Белого Дома, это — гражданский подвиг. Владимир Орлов не просто талантливо описал, а именно предсказал все это, и в этом его гений.

Прочтя эти романы в таком ключе (надеюсь, Вы сразу поймете, что действие в «Аптекаре» начинается не в 1975, а в марте 1985 года), восхититесь предвидением этого человека. Возмутитесь интеллигентской пассивностью Аптекаря, возненавидьте в нем себя, потому что Аптекарь — это мы с Вами, готовые в своем безволии отказаться от возможности превратиться, наконец, из рабов в граждан (ведь в том, что некоторые офицеры КГБ швырнули ранним утром 19 августа 1991 года в лицо своим генералам партбилеты, немалая заслуга этого писателя). А потом почитайте, как его шельмовали в «Огоньке», в «Литературной газете», в «Знамени» современные Латунские, «недостойные развязать ремень на его сандалии»... Конечно, они-то поняли, в чем дело. Потому и шельмовали, выполняя социальный заказ Системы — чтобы мы с Вами ненароком не разобрались в сути и не стали выдавливать из себя по капле Аптекаря, заменяя его альтистом Даниловым.

Выражаю огромную признательность за самое непосредственное соучастие в исследовании Вадиму Григорьевичу Редько, который на протяжении работы не только выполнял роль живой энциклопедии, строгого редактора, доброжелательного критика, но и предложил целый ряд перспективных идей, которые были с благодарностью использованы.

Автор

252023, Киев-23, а/я 397, Барков Альфред Николаевич.