Перед вами книга литературоведа и учителя литературы, посвященная анализу и интерпретации текстов русской классики. В нем исследуется текст романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем ведется достаточно жесткая полемика с устоявшимся в булгаковедении общим подходом к пониманию образной системы романа. Автор на основе скрупулезного анализа текста, буквально на «клеточном» уровне, демонстрирует новые смыслы одного из самых популярных русских романов. В проведенном исследовании сочетается чисто филологический подход с историко-философским, что делает книгу интересной как для профессионалов-филологов, так и для более широкого круга читателей, неравнодушных к гуманитарным проблемам.
Содержание
Несколько предварительных замечаний
Условные обозначения
Предисловие: постановка проблемы
- Глава первая. Переводы с немецкого
- Глава вторая. Свита играет короля
- Глава третья. Оптическая система романа как приглашение к умозрению
- Глава четвертая. Тайный сюжет московских глав (Некоторые детали для умозрительного конструирования сюжета тайного политического убийства)
- Глава пятая. Тема безумия и образ дома скорби
- Глава шестая. Превращение Маргариты
- Глава седьмая. Проблема идентификации персонажа по имени Воланд
- Глава восьмая. Рукописи не горят
- Глава девятая. Народ и царь
- Глава десятая. Запрещенный роман
- Глава одиннадцатая. Смысл финала
- Глава двенадцатая. Факт и истина, документ и фальсификация
- Глава тринадцатая. О смысле последней правки романа
- Глава четырнадцатая. Должность, портрет, образ и личность Сталина
Вместо заключения. Размышляя над статьей Камила Икрамова «Постойте, положите шляпу»