То, что роман «Мастер и Маргарита» «цепляет» сразу и «втягивает», «не отпускает» до последних страниц отмечалось многими. Но как это достигается? Какими речевыми средствами создаются образы, производящие столь потрясающее впечатление? Как магическое становится очевидным и даже обыденным? В чем новаторство Михаила Булгакова с точки зрения употребления художественных приемов? Что стоит за понятием «авторство» романа в романе? Какова жанровая природа произведения и однородна ли она? Вот те вопросы, которые интересны автору этой книги. Надеемся, что они интересны и вам, читатель.
Содержание
Глава 1. В поисках жанра
- Название романа и проблема главного героя
- В поисках жанра. Шпиономания
- Проделки Мениппа
- Апокриф, притча или историческая хроника
- Выводы
Глава 2. Игра черными
- Игра начинается черными
- Воланд
- Пародирование церковных ритуалов
- Пародирование институтов и организационных форм советской власти
- Амбивалентность образов
- Маски рыцаря
- Маски шута
- Азазелло — маска мафиози
- Выводы
Глава 3. Игра белыми
- К проблеме авторства романа в романе
- Казнь. Левий Матвей
- Стилевое и художественное своеобразие двух частей романа
- Пилат
- Проблема выбора имени
- Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри
- Афраний и Пилат — искусство диалога
- Диалог как основа развития образов
- Выводы
Глава 4. Концептосфера и языковая картина мира