В монографии исследуется мифопоэтика М.А. Булгакова, анализируются творческий метод, стиль и философия истории писателя. Произведения Булгакова — роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита» — рассматриваются в контексте художественной литературы (Е. Замятин, А. Платонов, Н. Клюев), а также русской религиозной философии XX в. (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев и др.).
Для филологов, культурологов, философов и всех интересующихся проблемами отечественной культуры.
Содержание
Часть 1. Апокалиптический миф в русской философской литературе XX в.
- § 1. Социокультурные причины формирования апологетической литературы
- § 2. Апокалиптика Д.С. Мережковского и неохристианство
- § 3. «Веховская» апокалиптика и апология христианства
- § 4. Христианская апологетика первых лет советской власти
- § 5. Атеистическая апология Советского государства
Часть 2. Апокалиптический конфликт XX в. в творчестве М.А. Булгакова
- Глава 1. Отражение революционной усобицы в романе «Белая гвардия»
- Глава 2. Социально-философская сатира М.А. Булгакова 1920-х гг.
- § 1. Формирование поэтики реалистического гротеска в повести «Дьяволиада»
- § 2. Гротеск-испытание в повести «Роковые яйца»
- § 3. Гротеск как способ отражения социально-исторического конфликта в повести «Собачье сердце»
- Глава 3. Апокалиптический миф в литературе 1920—1930-х гг. и роман «Мастер и Маргарита»