Книга московского искусствоведа Татьяны Поздняевой посвящена одному из самых известных романов XX века «Мастер и Маргарита».
Согласно оригинальной концепции автора, картина мира, представленная в романе, носит апокалиптический характер. Проблемы добра и зла, истины, жизни и смерти, поставленные Булгаковым, не находят однозначного решения, а ощущение богооставленности заставляет героев искать прибежища у темных сил.
Содержание
Часть I. «Когда люди совершенно ограблены...»
- 1. Мастер и его жизнь
- 2. Болезнь мастера. Тема страха
- 3. Мастер и его роман. Литературные противники мастера
- 4. Хронология в романе «Мастер и Маргарита»
- 5. Вечер среды. Четверг
- 6. Пятница
- 7. Остановленное время. Бал
- 8. Возвращение мастера. Суббота
- 9. Прощание и вечный приют
- 10. Ученик мастера
Часть II. Игра перевертышей
- 1. Понтий Пилат и Воланд
- 2. Дворец Ирода и квартира № 50
- 3. Свита Пилата — свита Воланда
- 4. Воланд
- 5. Мифологизация ситуаций
- 6. Рыцарь Смерть
- 7. Театр Воланда. Семь выступлений
- 8. Ершалаим
- 9. Печать Зверя
- 10. Числовая символика. Зеркало. Окно
Часть III. По вере его...
- 1. Социальная лестница
- 2. Иешуа Га-Ноцри и Новый Завет
- 3. Иешуа Га-Ноцри и Новый Завет (продолжение). Философия Иешуа
- 4. Страх Понтия Пилата
- 5. Левий Матвей
- 6. Иуда из Кириафа. Тема ножа
- 7. Кровь и вино. Роза
- 8. «И будут знамения в солнце и луне...»
- 9. «И третий Рим лежит во прахе, а уж четвертому не быть»
- 10. Мастер и Герберт Аврилакский
- 11. Маргарита и дьявол