Эта книга — о знаменитом романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». И еще — о литературном истэблишменте, который Михаил Афанасьевич назвал Массолитом. В последнее время с завидной регулярностью выходят книги, в которых обещают раскрыть все тайны великого романа. Авторы подобных произведений задаются одними и теми же вопросами, на которые находят не менее предсказуемые ответы.
Стало чуть ли не традицией задавать риторический вопрос: почему Мастер не заслужил «света», то есть, в чем заключается его вина. Вместе с тем, ответ на него следует из «открытой», незашифрованной части романа, он лежит буквально на поверхности.
Критик-булгаковед Альфред Барков предлагает альтернативный взгляд на роман и на фигуру Мастера. По мнению автора, прототипом для Мастера стал не кто иной, как Максим Горький. Барков считает, что дата смерти Горького (1936 год) и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Читайте и удивляйтесь!
Содержание
I. В тупике стереотипов
- Глава I. «Торжественный смысл слова "Мастер"»
- Глава II. Мастер — имя нарицательное
- Глава III. От Ивана Николаевича до Иванушки, или Почему Мастер не заслужил «света»?
- Глава IV. «Это ты ли, Маргарита?»
- Глава V. «Верная, вечная...»
- Глава VI. Поцелуй вампира
II. Система ключей в романе
- Глава VII. Криптограмма: шифр или код?
- Глава VIII. К вопросу об «антисемитизме» Булгакова
- Глава IX. О парадоксах в романе
- Глава X. О календарях и Пасхах
- Глава XI. Определение даты финала
III. М. Горький — прототип булгаковского Мастера
- Глава XII. «Цекуба» или «Фалерно»?
- Глава XIII. От Феси и Берлиоза до Мастера
- Глава XIV. «Неожиданная слеза»
- Глава XV. О «старичках»
- Глава XVI. Реторта Фауста социалистической эры
- Глава XVII. «Ненавистен мне людской крик»
- Глава XVIII. Горький и Булгаков: два автора одного театра
IV. «Сталин советской литературы»
- Глава XIX. Если нечего есть — есть ли все-таки человеческое мясо?
- Глава XX. «Неужели, неужели?..»
- Глава XXI. Так зародилась горьковщина
- Глава XXII. «Конец романа — конец героя — конец автора» («Мертвец, хватающий живых»)
V. Метла Маргариты
- Глава XXIII. «Женщина непомерной красоты»
- Глава XXIV. Желтые мимозы на черном фоне
- Глава XXV. Готический особняк Маргариты
- Глава XXVI. Конец «квартиры № 50» или «квартиры № 20»?
- Глава XXVII. Что нашептала Маргарита?
- Глава XXVIII. «Где эта улица, где этот дом?»
VI. Кладбище булгаковских пьес
- Глава XXIX. Семнадцатая глава «Театрального романа»
- Глава XXX. Самая ранняя дата
- Глава XXXI. Седой финдиректор в интерьере Театра
- Глава XXXII. Центурион вампиров
- Глава XXXIII. Рыжая ведьма за пишущей машинкой
- Глава XXXIV. Треснувший монокль темно-фиолетового рыцаря
- Глава XXXV. Пусть рыцарь — друг, но истина — дороже?
VII. Рукописи, которые не горят
- Глава XXXVI. Бездомный-Понырев в эпилоге
- Глава XXXVII. Мост от романа к эпилогу
- Глава XXXVIII. Иммануил Кант против Левия Матвея?
VIII. «Козлиный пергамент»
- Глава XXXIX. Назорей или Назарянин?
- Глава XL. «Роман в романе»
- Глава XLI. «Не мир, но меч!»
- Глава XLII. Пародия на пародию?
IX. Два «зеркала русской революции»
- Глава XLIII. Мефистофель или Мессия?
- Глава XLIV. «Так кто ж ты, наконец?»
- Глава XLV. От Иегудила Хламиды до Воланда