Впервые в литературоведении романы М.А. Булгакова осмыслены как единый идейно-эстетический комплекс в контексте всего творчества писателя. Анализируя романы «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита», автор монографии выстраивает концепцию формирования эстетических взглядов М.А. Булгакова на мир и художественное творчество.
Решая творческие вопросы, исследователь прослеживает взаимоотношения всех основных фигур, выражающих произведение как художественную целостность.
Установлено, что динамика «авторской» позиции в нескольких произведениях одного писателя плодотворна в том отношении, что позволяет перейти к разговору о личности писателя. С помощью обращения к поэтике отражены основные вехи последовательного формирования крупной писательской индивидуальности в советской литературе 20—30-х годов, искусственно отторгнутой от литературного процесса своего времени, положившей начало новому типу писательской личности.
Часто финал жизненного пути художника больших возможностей совпадает с итогом его творчества. Из этого понимания исходит композиция предлагаемой работы, построение ее содержательных элементов, самого эстетического подхода к материалу.
Книга адресована литературоведам, преподавателям, студентам, всем, кто интересуется творчеством М.А. Булгакова и вопросами психологии художественного творчества.
Содержание
- Глава 1. Литературно-эстетический контекст и истоки традиции в творчестве М.А. Булгакова
- Глава 2. Специфика проблемы «автора» эпического произведения. Обоснование методологии исследования
- Глава 3. Функции повествователя в художественной речи романа «Белая гвардия»
- Глава 4. Роль взаимоотношений «автора» и читателя в создании подтекста «Театрального романа»
- Глава 5. Герои как основные выразители «авторской» позиции в романе «Мастер и Маргарита»
- Глава 6. Некоторые важные итоги исследования