Предлагаемый читателям анализ повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» на основании принципов т. н. «универсального знания» романтизма позволяет в полной мере оценить фаустианскую суть образа профессора Персикова, а также приблизиться к пониманию булгаковской мистики и ее связи с научными фактами.
Повесть «Роковые яйца» рассматривается в сравнении с романом Г. Уэллса «Пища богов», что позволило проявить схожесть естественнонаучной базы двух писателей, общую для них герметическую природу символического языка, а также глубину литературного «ответа» российского писателя английскому собрату по перу, обозначив особый мировоззренческий подход М.А. Булгакова к теме вторжения науки в тайны жизни.
С позиций «универсального знания» романтизма рассмотрена особая роль в булгаковской повести отсылок к музыкальным произведениям: операм «Пиковая дама» и «Евгений Онегин»; определено значение цвета в описании обликов персонажей, в целом — предложен новый подход к значению деталей в булгаковских текстах.
Книга предназначена для филологов и философов, преподавателей, а также для широкого круга читателей, интересующихся русской литературой.
Содержание
Часть 1. Трагедия профессора Персикова
- 1. Романтизм и его «универсальное знание» как ключ к пониманию творческих задач Михаила Булгакова
- 2. Научные реалии рубежа XIX—XX вв. в романе Г. Уэллса «Пища богов» и повести М. Булгакова «Роковые яйца»
- 3. Отображение двух стратегий познания в повести «Роковые яйца»
- 4. Алхимический «царь-миф» как основа для метафор и символического языка М. Булгакова и Г. Уэллса
- 5. Время и территории свершения особых событий в повести М. Булгакова «Роковые яйца» и романе Г. Уэллса «Пища богов»