В монографии впервые в литературоведении выявлена и проанализирована на уровне близости философско-эстетической проблематики и художественного стиля (персонажи, жанр, композиция, наррация и др.) контактно-типологическая параллель Гессе — Набоков — Булгаков. На материале «вершинных» творений этих авторов — «Степной волк», «Дар» и «Мастер и Маргарита» — показано, что в межвоенный период конца 1920—1930-х гг. как в русской, метропольной и зарубежной, так и в западноевропейской литературе возник уникальный эстетический феномен — мистическая метапроза, который обладает устойчивым набором отличительных критериев.
Книга адресована как специалистам-литературоведам, студентам и преподавателям вузов, так и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами русской и западноевропейской изящной словесности.