Вернуться к В. Борзенко. «Пьеса принята единогласно». Михаил Булгаков и Театр им. Вахтангова

Керженцев вынес смертельный приговор

В Музее Театра им. Вахтангова сохранилась записка, посланная Михаилом Булгаковым Василию Кузе (относится она, по всей видимости, именно к этому времени):

Дорогой Василий Васильевич!

Я очень рад, а всех артистов благодарю за теплое внимание, с которым они приняли пьесу.

Ваш М. Булгаков
P.S. В 3 часа приду1.

Тем временем в отношениях с Вересаевым нарастал разлад. 6 июня Викентий Викентьевич отправил Булгакову письмо, в котором предлагал снять свое имя.

Отныне судьбу «Александра Пушкина» Булгакову предстоит решать самому, ведь, несмотря на блестяще прошедшую читку, драматург не спешил радоваться успеху. Сохранилось письмо, в котором Булгакова утешает Борис Захава:

Дорогой Михаил Афанасьевич!

[...] Какие могут быть сомнения?! Пьеса, разумеется, принята. Я надеюсь, что к началу сезона (1 сентября) мы получим пьесу в окончательной редакции. Со всеми замечаниями, которые были высказаны на обсуждении.

Вы вольны считаться, как сами найдете нужным.

Единственное, что следует считать установленным, это необходимость шире и полнее показать отношение к Пушкину широкой разночинной общественности. Как Вы это сделаете — путем ли введения новой дополнительной сцены (мой совет) или же путем развития сцены на Мойке (рецепт Миронова) — это совершенно предоставляется на Ваше с Викентием Викентьевичем усмотрение.

Немедленно по открытии сезона, получив от Вас окончательную редакцию текста, мы составим режиссуру спектакля и наметим исполнителей главных ролей. До 1-го января режиссуре будет предоставлено время для кабинетной проработки замысла. С 1-го января должна будет начаться репетиционная работа и работа художника над макетом (художник, я думаю, В.В. Дмитриев — как Вам кажется?). Летом 1936-го года осуществляется монтировка. С осени 36-го года репетируется в монтировке и выпускается в юбилейные дни. [...]

Ваш Б. Захава

Интрига нарастает, и уже не только вахтанговцы, но и театралы ожидают выхода спектакля. О предстоящей премьере 5 сентября 1935 года сообщает «Вечерняя Москва»:

Драматург М.А. Булгаков закончил новую пьесу о Пушкине. Пьеса предназначается к постановке в Театре имени Вахтангова.

10 сентября Михаил Булгаков сдал свое произведение в театр, а 20 сентября Главрепертком выдал на постановку разрешение.

Записка Булгакова хранится в Музее Театра им. Вахтангова

Оставалось ждать, когда Театр им. Вахтангова приступит к репетициям (параллельно у драматурга были в работе пьесы для МХАТа и Театра сатиры).

16 февраля 1936 года во МХАТе выходит спектакль «Кабала святош» (по роману Булгакова о жизни Мольера). Театралы восторженно принимают постановку, однако критика выносит смертельный приговор: 9 марта в «Правде» печатается печально известная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», вслед за которой последует целый ряд подобных публикаций. Во времена нэпа это сошло бы с рук. В 1930-е годы на такие выступления прессы необходимо было чутко реагировать. И, конечно, реакция последовала незамедлительная. Первым делом Булгакова вызвал к себе начальник Главреперткома Керженцев.

Из дневника Елены Сергеевны:

16 марта

В новом здании в Охотном ряду, по пропускам, поднялись вверх. После некоторого ожидания М.А. пригласили в кабинет. Говорили они там часа полтора.

Керженцев критиковал «Мольера» и «Пушкина».

Тут М.А. понял, что и «Пушкина» снимут с репетиций.

М.А. показал Керженцеву фотограмму отзыва (очень лестного) Горького о «Мольере». Но вообще не спорил о качестве пьесы, ни на что не жаловался, ни о чем не просил.

Тогда Керженцев задал вопрос о будущих планах. М.А. сказал о пьесе, о Сталине и о работе над учебником [истории СССР].

Бессмысленная встреча2.

18 марта

В «Советском искусстве» от 17 марта скверная по тону заметка о «Пушкине».

М.А. позвонил Вересаеву, предлагал послать письмо в редакцию о том, что пьеса подписана одним Булгаковым, чтобы избавить Вересаева от нападок, но Вик. Вик. сказал, что это не нужно.

19 марта

На сегодня были званы на вечер к французскому послу, но не поехали — все по той же причине — не хочется расспросов3.

В 1939 году после того, как Булгаков заключит договор со МХАТом на постановку «пьесы о Сталине» («Батум»), Главрепертком вновь разрешит «Александра Пушкина».

Однако на сей раз произведение перейдет в руки мхатовцам. В силу целого ряда обстоятельств репетиции начнутся не сразу: постановка увидит свет лишь в 1943 году — через несколько лет после смерти Булгакова (спектакль, в котором, кстати, задействован был весь звездный состав Художественного театра, получил в афише двусмысленное название — «Последние дни», словно символизируя не только финал жизни Пушкина, но и финал самого драматурга).

Примечания

1. Музей Театра Вахтангова. Ед. хр. 438.

2. Дневник Елены Булгаковой. С. 117.

3. Там же.