Вернуться к Т.А. Стойкова. Слово персонажа в мире автора: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Когнитивный аспект речи Воланда

«Принцип лейтмотивного построения повествования» определяет всю смысловую структуру романа «Мастер и Маргарита». Суть данного принципа в том, что «некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз» в новых вариантах и в новых сочетаниях с друг ими мотивами. (Гаспаров 1994, 98—99). Через речь Воланда проходят важные, в том числе автобиографические, мотивы, формирующие эмоционально-образное, концептуальное содержание произведения, раскрывающие авторскую картину мира. При всей «условности и недостаточной определённости термина мотив», он традиционно понимается как «устойчивый смысловой элемент» текста, в большей степени характеризуя содержательную сторону художественного произведения, представляя в образной форме мировоззренческие категории автора (Лермонтовская 1981, 290—291); обычно это «сгусток имплицитного смысла», «возникающего на основе особым образом организованного вербального содержания» (Бахмутова 1995, 120).

Когнитивный план языковой личности персонажа выявляют следующие мотивы, отразившиеся в обобщающих суждениях Воланда — сентенциях и афоризмах:

• антидома, понимаемого как бездуховность в соотношении с домом — «средоточием духовности» (Лотман 1992, 461) (Воланд о москвичах на сеансе чёрной магии: обыкновенные люди /.../ квартирный вопрос только испортил их [123])1;

• подлинного искусства и творчества (Рукописи не горят [278]);

• вины (Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата [369]);

• ответственности (тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит [369]);

• бессмертия и славы (О Пилате: более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу [370]).

Эти и другие значимые мотивы повторяются, варьируясь, переплетаясь, в речи друг их персонажей, пронизывают авторское повествование.

Дальнейший лингвистический анализ текста показывает, как лейтмотивность связывает речь Воланда с художественной системой произведения. Для раскрытия взаимодействия речи персонажа и художественной системы рассмотрим концептуально значимые мотивы: смерти, добра — зла, света, покоя.

Примечания

1. Текст романа «Мастер и Маргарита» цитируется по изданию: Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1990. Т. 5; в квадратных скобках указываются страницы этого издания; жирным шрифтом в цитатах выделено нами — Т.С.