Вернуться к Т.А. Стойкова. Слово персонажа в мире автора: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Отражение атеизма и тоталитаризма в речевом поведении Ивана Бездомного

Анализируя речевое поведение и картину мира Ивана Бездомного, мы приводим словарные толкования языковых единиц в его речи, совершенно неслучайно опираясь, как и в первой главе, на данные «Толкового словаря русского языка» под общей редакцией Д.Н. Ушакова [ТСУ]. Дело в том, что данный словарь — первый толковый академический словарь советского государства. Он издавался в 1935—1940 гг. и отразил языковое сознание новой эпохи в его становлении, поэтому может рассматриваться как главный лексикографический источник этой исторической эпохи. В словаре зафиксированы результаты перемен, произошедших в России в 20—30-е гг. XX в. в политической, экономической, социально-общественной сферах жизни: смена политического строя, государственной идеологии, изменения в социально-классовой структуре и т. д. явились теми экстралингвистическими факторами, которые вызвали к жизни языковые процессы, охватившие прежде всего лексику. Изменения, произошедшие в лексическом строе языка, в лексической семантике, семантической структуре значений отдельных слов, а также установившиеся новые нормы словоупотребления отразились в ТСУ — словаре эпохи.

Иван Бездомный — персонаж социально обусловленный: по сюжету он пролетарский поэт, автор антирелигиозной сатирической поэмы о Христе. В обществе и в литературе, особенно в поэзии, в 20—30-е годы сильны были антирелигиозные настроения.: огромная популярность «стихотворного богоборчества Демьяна Бедного» (автора «Нового завета без изъяна евангелиста Демьяна»)1, развернувшаяся атеистическая пропаганда повлияли на формирование замысла романа (Чудакова 1988, 386). Эти явления нашли отражение и в картине мира поэта Бездомного. Исходная картина мира Ивана была сформирована тоталитарной государственной системой, проповедовавшей атеизм, или безбожие: атеизм — «безбожие, отрицание существования бога» (ТСУ 1, 67); безбожие в основном значении — «отрицание бога», однако слово развивает оттенок значения «Борьба с религией, антирелигиозная идеология или деятельность (нов.)» (ТСУ 1, 104) Дериват безбожник, «человек, неверующий в бога, атеист», также развивает оттенок значения «Член антирелигиозного общества; лицо, ведущее антирелигиозную пропаганду (нов.)» (ТСУ 1, 104). Помета нов. (новое) означает, что слово в данном значении является неологизмом, возникшим «в эпохи первой мировой войны и революции (т. е. с 1914 г.)» (ТСУ 1, XXVII).

Этот оттенок значения слова безбожник не всегда фиксируется в толковых словарях (даже многотомных) последующих эпох: безбожник «Человек, отрицающий существование бога, не верующий в бога; атеист» (МАС 1, 69). Более поздние, постсоветские, словари отражают изменения в значении слова: в последние десятилетия развивается сниженная стилистическая коннотация: «(разг.). Человек неверующий, отрицающий существование бога» (Ожегов 1995, 37); «Разг. Человек, отрицающий существование Бога, неверующий» (СТС 2002, 35). Кроме того, очевидны значительные изменения в языковом сознании: написание лексемы Бог с прописной буквы (как имя собственное) возвращает феномену, стоящему за словом, исключительность, тогда как написание со строчной буквы (в ТСУ, МАС) имплицитно снижает и, возможно, перечёркивает значимость данного феномена для коллективного сознания. Новый многотомный «Большой академический словарь русского языка» фиксирует данный оттенок значения как разговорно-сниженный: безбожник «Разг. В советское время — член антирелигиозного общества; тот, кто ведет антирелигиозную пропаганду» (Новый БАС 1, 450). Это значение сформировалось в 20—30-е гг., его возникновение связано с новыми реалиями советского государства, где с 1925 г. по 1947 г. (фактически же до лета 1941 г.) действовала массовая общественная антирелигиозная организация «Союз воинствующих безбожников» (СВБ), инициировавшая «борьбу с религией», закрытие и разрушение церквей (см.: БСЭ 2001, 24—1, 266—267; РЭС 2001, 2, 1482; БРЭС 2003, 1478), а также преследования церкви и священнослужителей. Пафос деятельности СВБ передаёт, например, газетная статья под заголовком В наступление на антирелигиозном фронте, информирующая об открытии и задачах второго съезда безбожников; приводим фрагмент этой программной статьи:

Пролетариат создаёт высочайшую мораль — она станет общечеловеческой.

Вчера в Москве открылся II всесоюзный съезд безбожников. Собрался самый стойкий, самый выдерженный актив безбожия — той «религии будущего», к которой неизбежно, неотвратимо движется мир. /.../ кажется, что уже и руками можно осязать буйную поросль нового, сбросившего с себя /.../ проклятые «святые ризы», в которых тысячелетиями путалось человечество.

/.../ Антирелигиозное движение усилилось. При всех недоработках нашей пропаганды безбожия она не сегодня — завтра станет массовой, она втянет в себя миллионы людей. (газета «Правда», 11 июня 1929 г.).

Такой общественно-политический контекст жизни не мог не повлиять на формирование образа Ивана Бездомного, автора антирелигиозной поэмы. Интересно, что один из его прототипов — поэт А.И. Безыменский (Соколов 1996, 216) активно публиковался в периодических изданиях СВБ, в частности в газете «Безбожник». Отметим, что энциклопедические словари постсоветского времени критично оценивают как гонения на церковь, так и деятельность СВБ (РЭС 2001, 2; БРЭС 2003).

Нуждается в пояснении и другой термин — тоталитаризм (тоталитарный). Здесь также прослеживаются существенные изменения в объеме и содержании понятия. В словаре эпохи слово тоталитарный означает «Употр. в применении к фашизму, фашистскому режиму», слово тоталитаризм не фиксируется (ТСУ 4, 759). В последующие десятилетия в академических толковых словарях («Словарь современного русского литературного языка» [БАС] в 17-ти томах издаётся в 50—60-е гг.; «Словарь русского языка» [МАС] в 4-х томах — в 80-е гг. XX в.) денотативное значение слова расширяется, однако его идеологическое содержание принципиально сохраняется, заостряясь в оппозиции к положительно маркированным идеологемам пролетарский, коммунистический: тоталитарный «Характеризуемый открытой террористической диктатурой империалистических элементов буржуазии, фашистский» (БАС 15, 724); тоталитаризм «Одна из форм буржуазного государства в период империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав, милитаризацией общественной жизни», тоталитарный «С открытой террористической диктатурой буржуазии, фашистский» (МАС 4, 391). В начале 90-х гг. XX в. в новом социально-политическом контексте под влиянием новых экстралингвистических факторов происходит трансформация значения слова: нейтрализуется идеологическая оппозиция пролетарский, коммунистический — буржуазный, империалистический. Изменения в семантике фиксируются как в переизданных исправленных и дополненных словарях (например, в популярном «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой), так и в новых: тоталитарный «Основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических прав личности» (Ожегов 1995, 794); «Характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, уничтожением демократических свобод, отсутствием прав человека» (СТС 2002, 837). Нелингвистические энциклопедические словари комментируют явление тоталитаризма следующим образом: «одна из форм го-ва (тоталитарное гос-во), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактич. ликвидацией конституц. прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих [здесь и далее в цитате выделено нами. — Т.С.] (напр., разл. формы Т. [тоталитаризма. — Т.С.] в фаш. Италии, Германии, коммунистич. режим в СССР, франкизм в Испании и др. — с кон. 20-х гг. 20 в.)» (РЭС 2001, 2, 1592; ср. также: БРЭС 2003, 1588). Таким образом, очевидно, что переосмысление исторического процесса подвело к осознанию, что в 20—30-е гг. XX в. в России происходило формирование тоталитарного государства, базовые особенности которого нашли отражение в языковой картине мира поэта Бездомного.

Примечания

1. Демьян Бедный — один из возможных прототипов Берлиоза, «плодовитый» автор многочисленных антирелигиозных вирш; его «вклад» в «оболванивание и растление» народа трудно переоценить. «Новый завет» от Демьяна появился в «Правде» в апреле 1925 г. и вызвал волну «негодования в христианском мире»: многие европейские страны ввели запрет на ввоз и продажу газеты «Правда» (Лосев 2006, 8—9).