Вернуться к Н.С. Степанов. Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX — первой половины XX веков

Глава 4. Сатира М. Булгакова

Творческое дарование Булгакова-сатирика развивалось стремительно, проявляясь все новыми сторонами и гранями в произведениях разных жанров. За короткое время писатель выступил в рассказах, очерках, фельетонах, повестях, романах и пьесах. Найденные в одном жанре приемы и формы сатирического осмеяния переходили в другие жанры, получали иную модификацию, развивались и обогащались; углублялась и усложнялась проблематика. Процесс творчества послужил решающим фактором идейного и эстетического развития писателя, поэтому каждое его новое крупное произведение можно рассматривать как этап в художественном познании действительности, в осмыслении ее тенденций, в решении все усложняющихся творческих задач, которые ставил писатель перед собой. Начав публиковаться в 1919 году в малоизвестных изданиях на Кавказе, Булгаков вышел к массовому читателю только в 1922—1923 годах благодаря участию в газете «Накануне» (Берлин) и «Гудок» (Москва). К 1926 году появились в печати рассказы и фельетоны писателя, сатирические повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», часть романа «Белая гвардия», увидела свет рампы пьеса «Дни Турбиных». Творческий облик Булгакова-сатирика и направление его сатиры обозначилось достаточно отчетливо. В запрете его прозаических произведений (1926 г.) и пьес (1929 г.) по-своему проявилась оценка и официальной властью, и критикой масштабности и значительности сатиры Булгакова. К концу 20-х годов Булгаков с полным основанием заявил, что «он стал сатириком, и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима» (V, с. 447). И до конца своих дней Булгаков оставался настоящим сатириком, создавая произведения, которые напечатаны были через много лет после его смерти.