Вернуться к А.-А. Антонюк. Маргарита спускается в Преисподнюю: «Мастер и Маргарита» в контексте мирового мифа. Очерки по мифопоэтике

Глава 5. «Огонь, ...которым мы все заканчиваем»

Но вы, разрозненные томы
Из библиотеки чертей,
............
Пускай сожжет вас Божий гром!

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (4:XXX)

Возвращенный рай Мастера («Уедем в те края, где мы с тобой не разлучаться сможем»). Не забудем про Мастера, как он обрел свою первую идиллию, когда Судьба неожиданно проявила к нему свою благосклонность — он выиграл вдруг в лотерею сто тысяч рублей и смог на них купить себе квартирку в подвальчике московского особняка. Однако, уже одно то, что квартира Мастера находилась в подвале, настораживает, — это придает ей некоторые хтонические (подземные) признаки и символизирует ее иллюзорность и принадлежность неким силам злого умысла. Зловещие знаки действительно начинают вторгаться в описание этого особняка, созданного воображением Булгакова, — с его постоянным упоминанием такого символа как огонь: «И в печке у меня вечно пылал огонь!» Огонь, который мирно горит в подвале в начале романной истории Булгакова, имеет, однако, трагическое продолжение в конце — здесь мы видим пожар и огонь, и этот огонь почти апокалиптический.

Воланд возвращает «трижды романтического» Мастера в те места, где когда-то он был счастлив с Маргаритой — в его подвальчик, но ненадолго, только чтобы снова забрать его оттуда, но уже в призрачный сад и дом «под вишнями, которые начинают зацветать» (гл. 32), — в новый особняк призрачного мира с венецианскими окнами и «вьющимся виноградом, который подымается к самой крыше»: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — говорит Маргарита Мастеру, обретая вместе с ним «возвращенный рай» (возвращенный «покой»; гл. 32). Обретение Мастером и его подругой «вечного дома» можно назвать для булгаковских «вечных любовников» ситуацией «возвращенного рая».

Герой в мифах совершает свое нисхождение, чтобы освободить из ада того, кто предназначен ему судьбой. У Гёте Фауст отправляется в тюрьму, чтобы вывести оттуда Маргариту, которая от горя стала безумной. В этой ситуации он выступает в роли ее спасителя (проникая в тюрьму с помощью магической силы Мефистофеля). В литературных обработках мифа тюрьма, монастырь или другое место изгоев общества часто выступает эквивалентом ада.

В общей концепции романа Булгакова, чтобы не уйти в небытие, герою тоже необходимо получить заступничество высших сил. Обладая главным качеством живого человека — сочувствием (милосердием), Маргарита, пройдя сквозь ад, получает право на такое заступничество и сама становится обладательницей этого дара заступничества. Чтобы обрести Покой вместе с Мастером, ей пришлось пройти по всем кругам ада — в виде долгого путешествия с его бесконечными перемещениями.