Вернуться к А.-А. Антонюк. Булгаковские мистерии: «Мастер и Маргарита» в контексте русской классики. Очерки по мифопоэтике

Глава 10. Непостижимые тайны Христа

Непостижное уму...

А.С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный»

В Библии непостижимая тайна Божественного самопожертвования, принятие на Себя позорной унизительной казни, отречение Сына Божия от Своего могущества во искупление людского греха являет собой наивысший пример смирения Сына Божия. Христианская церковь хранит и воспроизводит таинство Христа в своих обрядах и ритуалах, например, как известно, на Страстной неделе перед Пасхой. Возвращаясь еще раз к теме пасхальной недели, вспомним, как Пушкин в стихотворении «Мирская власть» (1836) рисует Страстной четверг, когда в церкви в виде традиционного ритуала выставляют Святое Распятие, которое для всего христианского мира являет собой символ искупления человеческих грехов у дьявола (смерть Христа «весь род Адамов искупила» — декларирует Пушкин в своем стихотворении).

Таинства Христа легли в основу многих христианских мифов. Но еще в античные времена сложилось немало мифов, которые также были усвоены в дальнейшем христианской поэтикой. На страницах романа Булгакова мы встречаемся с переплетением сразу трех культурных парадигм и связанных с ними трех культурно-мировоззренческих типов мифологического мышления — эллинским, иудейским и библейским.

В «ершалаимских главах» «Мастера и Маргариты» присутствуют обычаи сразу двух верований: римской и иудейской веры (действие происходит на фоне приближения Пасхи Иудейской с ее богатейшими обычаями и ритуалами, которые последовательно воспримет затем и Пасха Христианская). В тот год 33 по РХ, когда приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься, пришел и Иешуа из Галилеи и остановился, как все паломники галилейские, в деревне Вифания, где жили две сестры — Марфа, Мария и брат их Лазарь (тот самый, которого библейский Иисус воскресил из мертвых). Вифания — совершенно реальное место — небольшая деревушка, лежавшая за горой Елеонской (Масличная гора, евр. Харха-Зейтим; араб. Джебель ат-Тур), по дороге из Иерусалима в Иерихон, всего в четверти часа от первого, хотя и закрытое от него отрогом горы. (Сегодня это селение известно под названием Эль-Азария).

У Булгакова в Ершалаим (прототипический Иерусалим) через Сузские ворота приходит Иешуа со своим единственным учеником Левием Матвеем. «Множество разных людей стекается в этот город к празднику. Бывают среди них маги, астрологи, предсказатели...» (гл. 2) — так характеризует Понтий Пилат этот ненавидимый им город («ненавидимый прокуратором город»; гл. 25) — накануне приближающейся Пасхи.