Та же декорация. Мутное утро. Полусвет. В печке огонь. Разбросаны винтовки. Весь пол усеян обрывками бумаги. Малышев сидит на корточках и жжет бумагу, рвет ее. Взломанный шкаф Возле Малышева стоит Максим. Время от времени за сценой взрывы снарядов, от которых вздрагивают стекла.
Малышев. Отойди от меня, старик, ради самого создателя.
Максим. Ваше высокоблагородие... куда же это я отойду... Мне отходить нечего от казенного имущества... В двух классах парты поломали. Такого убытку наделали, что я и выразить не могу. А свет... ведь что ж это мне делать теперь? А? Ведь это чистый погром. Много войска бывало, а такого, извините...
Малышев. Старик, уйди от меня.
Максим. Меня теперь хоть саблей рубите... Я уйти... не могу... Мне сказано господином директором: «Максим, ты один останешься... Максим, гляди...»
Малышев. Ты, старичок, русский язык понимаешь? Убьют тебя, как перепела, если ты тут торчать будешь. Уйди куда-нибудь в подвал, скройся там, чтоб твоего и духу не было.
Максим. Всякие, и за царя, и против царя... Солдаты оголтелые, а чтоб щиты ломать...
Малышев. Куда ж она девалась? (Шарит. Второй шкаф разбивает ногой.)
Максим. Ваше высокопревосходительство, ведь у него ключ есть. Гимназический шкаф, а вы ножкой.
Малышев уходит. Удар.
(Поднимаясь вверх по лестнице, крестится.) Царица небесная, владычица, настала наша кончина, антихристово пришествие... Господи Иисусе. (Подходит к щиту, всплескивает руками.) Господи Иисусе.
Наверху слева появляется Алексей.
Алексей. Что за чертовщина! Кто это? Максим? Максим.
Максим. А...
Алексей. Где дивизион? Где дивизион?
Максим. Ваше превосходительство! Хоть вы ему прикажите, ведь это разбой. Шкаф ногой изломал...
Алексей. Старик, где дивизион! Отвечай!
Максим. Много было войска... А сейчас ушли... Всю гимназию разбили.
Алексей. Куда? Куда? Покажи, куда ушли!
Максим. Не могу знать.
Алексей. Вчера что были! Куда, хоть скажи, ушли?! Когда?
Максим. Все прибегают, топчут, а потом разошлись — кто куда.
Алексей. Ах ты, Господи Боже мой! Кто тут есть?
Максим (уходя). Толку ни от кого не добьешься. Ломать это все, а как платить... (Бормочет, уходит.)
Появляется Малышев.
Алексей. Кто это? Полковник!
Малышев. А, доктор. Ну, прекрасно. Вы последний.
Алексей. Что это? (Глухо.) Кончено?
Малышев. Кончено. Повоевали и будет. Вот что, доктор, думать тут некогда. Имейте в виду, что я один остался. Снимайте сию секунду погоны и бегите, прячьтесь. Мышлаевский хотел к вам бежать, предупредить. Не был?
Алексей. Не был. Я ничего не знаю. Сейчас из дому.
Малышев. Видно, уж не мог добраться. Доктор, не размышляйте, снимайте погоны. Бегите. (Рвет бумагу, бросает в печь.) Ну, вот и все. Ищи теперь концов. (Застегивается.)
Алексей. А защищаться?.. Здесь же... Все равно пропадать!
Малышев. Какая тут защита, к дьяволу? Вы слышите? Петлюра тут.
Удар.
Вон оно. Даешь. Даешь. Ишь, кроет беглым.
Удар.
Даешь? Концерт, прямо музыка.
Алексей. А что ж будет с остальными? Малышев. С остальными-с? Не касается. (Внезапно, истерически.) Не касается, ничего меня больше не касается. Все, что мне полагалось, все сделал. Все. И даже больше. Здесь, видите, сижу. Прибегали две пехотные части, спровадил и их по домам. Им, видите ли, велено было гимназию защищать. Защищать, туда ее в душу мать. (Истерически.) Уу... Штабная сволочь! Сволочь! Сволочь! Попадешься мне, пан гетман, когда-нибудь. Мать твою душу!..
Блеск за окнами. Страшнейший удар, от которого вылетает стекло, и тотчас начинает постепенно разгораться в окнах зарево.
Ну-с, уважаемый доктор, больше беседовать невозможно. Видите, господин Петлюра просит нас честью расходиться по домам. Доктор, снимайте погоны.
Алексей. Почему ж вы не снимаете?
Малышев. После вас. Я, видите ли, командир-с.
Алексей (срывая погоны). Я иду искать брата. У меня брат юнкер. Утром сегодня вышел. Убьют как собаку, а за что?..
Малышев. Вероятно, убили уже. Доктор, послушайте доброго совета — не делайте глупостей, бегите домой.
Алексей. Пойду искать.
Малышев. Ну, как хотите. Имейте в виду, доктор, что я еще здесь буду. Я предупрежу. Ну если уж хотите, идите через ход, а я посмотрю со стороны сюда. Может, еще кто-нибудь явится.
Алексей срывает кокарду, вынимает револьвер, убегает вправо и вниз. Сцена пуста. Большой разрыв за сценой. Зарево ярче и ярче. Голоса за сценой: «Эй, эй! Кто тут есть? Эй!» Справа и сверху вбегают двое юнкеров, оба с винтовками... Растеряны.
1-й юнкер. Эй! Эй! Кто есть? Где русские части?
2-й юнкер. Вот дьявольщина! Куда ж бежать-то?
1-й юнкер. Гляди, гляди, университет горит.
2-й юнкер. Уходи от окна, Васька. Никого нету.
1-й юнкер. А велели сюда. (Спускается по лестнице.) Смотри, побросали винтовки. Видно, катастрофа и тут. Какого ж черта сюда гнали?
Снизу и справа выбегает Алексей. Шинель разорвана, на пол капает кровь. Неожиданно спотыкается, падает, поднимается, рвет здоровой рукой платок.
Кто это? Доктор! Какой вы части?
Поднимают Алексея.
Алексей. Мортирного дивизиона. Помогите мне и сами бегите! Бегите!
1-й юнкер. Куда?
Алексей. Сюда... низом... Подвальным коридором, потом во двор... мимо угольных сараев... не бросайте меня...
1-й юнкер. Как можно...
Ведут.
Где вас ранили?
Алексей. Тут, у подъезда. Только что вышел, начали из пулемета садить...
2-й юнкер. Части-то наши где?
Алексей. Нету больше никого, никого...
Скрываются. Сцена пуста. Разрыв. Второй разрыв. За сценой слева и сверху топот, выкрики: «Сюда». Появляется Николка с перекрещенными лентами на груди, за ним юнкера с винтовками.
Николка. Сюда, братцы! Вон он — вестибюль. Сюда!
1-й юнкер. Да в вестибюле никого нету.
Николка. Нам дела нету. Сказано — сюда, значит, сюда. А ну, к окнам правым плечом вперед.
Юнкера у окон.
2-й юнкер. Господин ефрейтор, конница неприятельская на улице.
Смятение.
Николка. Юнкер Ивашин, пулемет сюда! Пулемет!
Появляются три юнкера с пулеметом.
Бейте стекла прикладами!
Бьют стекла.
3-й юнкер. Что за дьявольщина? Петлюровцы вон у музея!
Николка. Тише там! Ну и бей в них! Взвод, по наступающей кавалерии залпами огонь!
Стреляют.
Давай пулемет. Огонь.
Стреляют.
Приляг, закройсь за подоконниками! Огонь!
Стреляют. Топот справа и слышны крики... Выбегают юнкера из части Най-Турса в погонах.
1-й юнкер Ная (на бегу). Прекратите огонь! Довольно! Какой части?
Николка. Первой дружины. Куда вы?
1-й юнкер Ная. Бросайте винтовки! Спасайтесь! Бегите за нами! За нами! (Пробегает.)
Бегут следующие. Юнкера Николки в смятении, вскакивают.
2-й юнкер Ная (пробегая). Конница за нами следом! Конница вошла в город! Бегите! Спасайся кто может! (Рвет погоны.)
3-й юнкер Ная. Домой! За нами! За нами! Братцы, бросайте винтовки! (Пробегает.)
Юнкера Николки (в смятении). Что такое... Господин ефрейтор... Бросай... Катастрофа... Постой...
Николка. Не сметь! Позор! Назад! Не сметь! Вставать!1 Слушать команду! (Вниз.) Куда вы?
Юнкера Ная (пробегая). Бегите. Катастрофа. Катастрофа. Конец. За нами. За нами.
Последним появляется Най-Турс, в красных рейтузах, шинель расстегнута, в руке револьвер.
Най-Турс (вслед своим). Подвальными ходами. Мимо угольных сараев! Так. Так.
Николка. Господин полковник. Ваши юнкера бегут в панике. Господин полковник... господин полковник. А, господин...
За сценой топот, выбегают пятеро гайдамаков с красными хвостами на папахах, в руках шашки.
1-й гайдамак. Тю. Бач. Бач. Тримай его2.
Захватывают низ сцены. 2-й гайдамак (стреляет из револьвера в Николку).
3-й гайдамак (выбегая). Живьем. Живьем возьмите его, хлопцы!
2-й гайдамак. Ишь, волчонок. Ах, сукино отродье.
Николка отползает от Ная с его револьвером в руке вверх по ступенькам, стреляет три раза. Оскалился, бледен, лезет вверх.
1-й гайдамак. Не уйдешь. Не уйдешь.
Бегут вверх. В это время гайдамак появляется сверху и справа. Николка мгновенно вскакивает на перила на высоте у самого портрета и, перекрестившись, бросается вниз. Внизу за сценой грохот его падения, топот.
Гайдамак (наверху, хлопнув себя по бедрам. Восторженно и ошеломленно). Ах, сукин кот! Циркач! (Стреляет Николке вслед один раз из револьвера.)
3-й гайдамак. Держите его, хлопцы. Що ж вы выпустили? Ээ...
2-й гайдамак со средней площадки стреляет вслед. Гайдамаки бегут вниз и налево, перехватывают Николку. Глухой одинокий выстрел за сценой.
3-й гайдамак (машет рукой). Взвод, сюда. Сюда. Ура. Взяли гимназию. Взяли.
За сценой многоголосый крик: «Слава», «Слава».
Галаньба (появляясь). По коридорам гимназии, хлопцы. Швыдче! Выбовийте остаток!
Гайдамаки в черных хвостах бегут, рассыпаясь повсюду.
Гайдамак (наверху. Машет шашкой). Нема больше никого. Нема билогвардейцев. Победа. Победа.
Галаньба. Хлопцы, пулеметы к окнам, занимайте все углы. Зараз. Зараз.
Гайдамаки разбегаются.
Гайдамак (на средней площадке, наклоняясь к Наю). Не дыхает, падаль офицерская. (Толкает ногой.)
Най-Турс (поднимаясь по лестнице). Кто командует отрядом? Где офицер?
Николка. Никого из офицеров нет. Я старший, я командую.
Най-Турс. Ладно. Я пгинимаю команду. Юнкега, слушать. Сгывайте погоны, кокагды, подсумки, бгосайте винтовки, бегите домой. Спгячьтеь, гассыпьтесь. Отсюда из гимназии подвальным ходом на Подол. Бой кончен. Бегом магш.
Юнкера Ная бросают винтовки, бегут вниз. Крики: «Куда», «Как же так», «Спасайтесь», «Скорее». Все бегут, кроме Николки.
Най-Турс. Так. Так. Вниз, вниз. На Подол (Николке). Оглох, что ли. Команду слышал?
Срывает с Николки левый погон.
Снимай. Снимай. Сказано — беги, щенок.
Вбегает наверх к пулемету, направляет его.
Уходи!
Николка. Не желаю, господин полковник.
Направляет ленту в пулемет Най начинает стрелять. Верхние стекла трескаются.
Най-Турс. Удигай, глупый малый, говогю, удигай.
Удар в окно, блеск. Най внезапно вытягивается во весь рост и с верхней площадки падает на ступени.
Николка (сбегая к нему). Господин полковник, господин, господин...
Грохот стекол за сценой.
Най-Турс. Унтег-цег, бгосьте гегойствовать к чегтям... Я умигаю... У меня сестга...
Смолкает.
2-й гайдамак. Брось, убитый в бою.
1-й гайдамак. Офицерская сволочь. Бач, царский гусар... ишь ты... штаны яки чорвонны...
Галаньба (поднимаясь по лестнице). Убрать его вон.
Гайдамаки поднимают труп.
1-й гайдамак. Гоп!
Раскачивают Ная и бросают его в провал. Труба за сценой. Гул далеких криков. Появляется Болботун, за ним, звеня шпорами, гайдамаки в красных хвостах и 1-й штандарт голубой с синим.
Галаньба. Пан полковник, гимназия взята.
Болботун. Слава. Слава.
Галаньба. Якими частями занимать здание?
Болботун. Перший курень станет на хороне здесь. Вместе со штабом и разведкой. Штандарты всех куреней сюда.
Галаньба. Хлопцы, занимайте весь корпус. Штандарты сюда. Сюда!
Гайдамаки вносят один за другим штандарты разных полков. Движение, суета. За сценою приближающийся марш.
Гайдамак (выбегая). Пан полковник. Подходит третий и четвертый курени.
Болботун. Це гарно. (Галаньбе.) Пан сотник, знамена треба поднять на балкон, показать войскам.
Галаньба. Слухаю, пан полковник. Хлопцы со штандартами за мной.
Знамена плывут вверх по лестнице Галаньба наверху у портрета.
Гайдамаки, скидайте царя.
Гайдамаки шашками выламывают портрет, поднимают его. Внизу появляется Максим.
Гайдамак. Ты кто? Откуда?
Максим. Много войска было... и каждые ломают... ломают... а кто будет отвечать? Максим.
Гайдамак. Сказывся старик. Кто ты такой? Ты сторож?
Максим. Господи Боже мой...
Гайдамак. Уйди, старик.
Портрет с громом падает в провал.
Гайдамаки. Ура!
За портретом балконная дверь. Взламывают ее Выносят штандарты на балкон.
Болботун (среди штандартов на балконе. Взмахивает рукой. Гул несколько утихает). Киев занят. Белогвардейские гетманские банды разбиты. Украинской победоносной республиканской армии — слава!
На сцене и за сценой громкий крик «Слава!»
Вождю армии батькови Петлюре — слава!
Крик.
Першей кинной дивизии — слава! Слава!
Громовой крик: «Слава!»
Занавес.
Конец третьего акта
Примечания
1. Так в рукописи. А по смыслу: «Не сметь вставать!» В других копиях исправлено.
2. В машинописи: «Примай его». Явная опечатка.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |