Глава 7. Нехорошая квартира
Постарайтесь понять незнакомые слова:
Культовое место (от: культ) — место поклонения кому-то, чему-то.
«Самогонное озеро» (от: самогон — спиртной напиток, изготавливаемый обычно в домашних условиях из дрожжей, сахара, овощей или фруктов).
Псалом — здесь: большое музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра на текст религиозного содержания.
Прочитайте внимательно текст и скажите, почему это культовое место для почитателей творчества Булгакова?
Самое, пожалуй, притягательное место булгаковской Москвы, самое знаменитое и таинственное — это «нехорошая квартира». Она находится совсем рядом с Патриаршими на Большой Садовой улице, в доме № 10. Именно здесь в середине 80-х годов прошлого века был стихийно создан уникальный музей Булгакова и героев его знаменитого романа. В этом «Доме 302-бис» с «нехорошей квартирой» № 50 писатель прожил с 1921 года до середины 1924, потом он переехал в 34-ю квартиру. Именно в этих квартирах происходят события многих его рассказов («№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самогонное озеро», «Псалом», «Три вида свинства»).
Но культовым это место стало после романа «Мастер и Маргарита». Именно здесь, в «нехорошей квартире», поселился Воланд с его свитой. Здесь происходит «контакт потусторонних сил с современным московским миром». Фантазией Булгакова этот дом 10 на Большой Садовой превратился в дом «302-бис по Садовой». Над тайной этой булгаковской формулы бились многие. И все-таки она была расшифрована литературоведом И. Бэлза: (3 + 0 + 2) × 2 = 10. A «bis» (по-латински «дважды»), по мнению В.А. Левшина, в романе о нечистой силе можно расшифровать как украинское «біс» — что значит «черт». Название самой улицы также несколько изменено: Большая Садовая вместо Садовая-Триумфальная или просто Садовая. Ни на одной из Садовых улиц в Москве не было дома с таким большим номером: 302. Исследователи считают, что такой большой номер был использован автором, чтобы лишний раз подчеркнуть нереальность, фантастичность происходящего в романе.
Давайте вместе подумаем:
1. В каких произведениях Булгакова действие происходит в доме на Садовой?
2. Как сегодня расшифровывают исследователи булгаковскую формулу «302-бис по Садовой»?
История знаменитого дома
Постарайтесь понять незнакомые слова:
Буланый (автомобиль) — обычно так говорят о коне светло-рыжего цвета с черным хвостом и черной гривой; здесь: для усиления мотива сатанинского, фантастического в повествовании.
Прочитайте текст и расскажите об истории дома.
История этого знаменитого дома очень интересна. Построен он был в 1903 году архитекторами А.Н. Милковым и Э.И. Юдицким для московского купца, табачного фабриканта, владельца фабрики «Дукат» Ильи Пигита. Старожилы так его и называли: «дом Пигит». Дом пятиэтажный, но Булгаков, любитель мистификаций и загадок, превратил его в шестиэтажный. Один из двух его корпусов выходит фасадом на улицу, другой в виде буквы «П», находится во дворе, куда ведет длинная подворотня.
Сначала дом предназначался для табачной фабрики, но когда запрещено было строить фабрику внутри Садового кольца, фабрикант перестроил здание под жилое.
Сам хозяин занимал когда-то бельэтаж с длинными балконами, выходившими на улицу.
Дом этот помнит многих знаменитых людей, которые здесь жили или бывали. Так, одно время здесь обитал даже миллионер П.П. Рябушинский, банкир, представитель одной из богатейших и именитых российских семей: здесь он снимал художественную студию.
Но главным образом здесь жила интеллигенция: художники, артисты, адвокаты, врачи. В 1910 году сюда с женой и детьми переехал художник Петр Петрович Кончаловский (1876—1956): здесь он снимал квартиру и студию. К Кончаловским потянулись многие люди искусства: великий русский оперный певец Ф.И. Шаляпин (1873—1938), пианисты К.Н. Игумнов, А.И. Орлов, скульптор С.Т. Коненков (1874—1971). Подолгу живал здесь у дочери художник В.И. Суриков (1848—1916). В студии Кончаловского бывали великие актеры-мхатовцы В.И. Качалов (1875—1948) и И.М. Москвин (1874—1946); балерина Большого театра Е.В. Гельцер (1876—1962) и блистательная певица Большого театра А.В. Нежданова, а также композитор С.С. Прокофьев (1891—1953), писатель А.Н. Толстой (1817—1975), режиссер В.Э. Мейерхольд (1874—1940). Однажды здесь побывала труппа японского театра «Кабуки» в полном составе. Часто бывали здесь художники объединения «Бубновый валет»1, куда, кроме самого П.П. Кончаловского, входили такие известные мастера, как Р.Р. Фальк (1886—1958), А.В. Лентулов (1882—1943), А.В. Куприн (1880—1960), В.В. Рождественский (1884—1963).
Этажом ниже, в квартире 21, у матери поэта В.Г. Шершеневича (1893—1942) постоянно бывали поэты-имажинисты2 А.Б. Мариенгоф (1897—1962), а главное, конечно, С.Ф. Есенин (1895—1925).
В доме Пигит имажинисты бывали и в студии художника Г. Якулова (1884—1928). Именно здесь, в квартире 38, С. Есенин встретился со знаменитой американской танцовщицей, своей будущей женой Айседорой Дункан3, отсюда же, как сообщает В. Левшин, «отправился на Ленинградский вокзал в свое последнее трагическое путешествие».
Здесь в апреле 1917 года жила у своей подруги, дочери фабриканта Анны Пигит, Фанни Каплан, которая якобы стреляла во В.И. Ленина.
После революции 1917 года здание стало одним из первых рабочих домов-коммун.
Вот как описывал фантастическое впечатление, производимое этой квартирой, этим домом в наше время один из самых замечательных знатоков булгаковской Москвы Б.С. Мягков:
«Нехорошая квартира № 50» сохранила и свой реальный номер... А описание дома и квартиры до мелочей нашло отражение на страницах «Мастера и Маргариты». Совпадения настолько поразительные, что каждый, имея в руках роман, может уверенно прийти к дому на Большой Садовой, пройти знаменитой подворотней, пересечь заасфальтированный двор с островком деревьев посередине, дойти до шестого парадного, подняться «по бесконечным» лестницам на пятый этаж, увидеть на верхней площадке слева знаменитую квартиру номер пятьдесят, приблизиться к двери, нажать кнопку звонка... Страшно! Вдруг мистическая квартира сохранила свое «нехорошее» свойство, и нам откроет двери клыкастый крепыш с бельмом на глазу и куриной костью в кармане, или кривляющийся клетчатый субъект в разбитом пенсне, или девица в одном кокетливом передничке и со шрамом на шее?»
«Спускаясь вниз с верхней площадки лестницы, можно увидеть и другие детали, известные нам по книге: лестничное окно, в которое вылетели «незадачливые визитеры». Этажом ниже — квартира 48, где «жила» Аннушка-чума, подобравшая у своей двери золотую подковку Маргариты — подарок Воланда. Внизу под лестницей мы увидим подобие дворницкой каморки, где отсиживался злополучный киевский дядя погибшего Берлиоза, экономист Поплавский. Даже пожарная лестница, с которой обстреливали прыгающего кота Бегемота, существует на боковом фасаде дома. Есть и упомянутый в романе черный ход в «нехорошую квартиру».
«Да, действительно удивительный дом, удивительный двор! Кажется, вот только что отъехала от шестого парадного «буланая» машина с шофером-грачом, увозящая встретившихся героев. Попадая в эти места, испытываешь поразительное чувство полной достоверности событий, происходивших тут. Ощущение это не покидает, несмотря на всю фантастичность и абсурдность. И большинство приходящих сюда читателей романа испытывают сходные чувства. Они выражаются и в благоговейном, но пристрастном осмотре этих мест, в радостном узнавании «оживших» примет».
Давайте вместе подумаем:
1. Кто из знаменитых москвичей жил или бывал в доме на Садовой?
2. Что случилось с домом после революции?
3. Как описывает фантастическое впечатление от посещения этой квартиры Б.С. Мягков?
4. Как бы вы определили отношение москвичей к Булгакову, прочитав это текст?
История «нехорошей квартиры»
Прочитайте внимательно текст и скажите, почему Булгаков в своих произведениях так много места уделял «квартирному вопросу»?
Булгаков поселился в этом доме в 1921 году, в ту пору, когда проблема жилищного кризиса в Москве стояла очень остро. Что такое «квартирный вопрос», о котором говорит Воланд и который движет поступками многих персонажей романа, ему пришлось испытать, когда по приезде в Москву скитался в поисках крыши над головой, долго добивался вселения в одну из комнат 50-ой квартиры дома по Б. Садовой, 10, а потом жил в этой квартире с трудными соседями. Первая жена М. Булгакова Т.Н. Лаппа так вспоминала об этом: «Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо, что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!» Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели».
Сам М. Булгаков опишет все эти ужасы житья в коммунальной квартире с соседом алкоголиком и дебоширом Василием Ивановичем в фельетоне «Москва 20-х годов»: «Клянусь всем, что у меня есть святого, каждый раз, когда я сажусь писать о Москве, проклятый образ Василия Ивановича стоит передо мной в углу. Кошмар в пиджаке и в полосатых подштанниках заслонил мне солнце! Я упираюсь лбом в каменную стену, и Василий Иванович надо мной как крышка гроба».
И если сначала в Москве молодой писатель Булгаков страстно мечтает если не о доме, то хотя бы о комнате, угле, а в идеале — о квартире, где можно спокойно жить и работать, то в романе противопоставление темы квартиры и дома получило последовательное философское и художественное осмысление. Но об этом разговор впереди.
Давайте вместе подумаем:
1. «Квартирный вопрос» — что же это такое в Москве 20—30-х годов?
2. Какое впечатление производит рассказ жены Булгакова Т. Лаппа о жизни их семьи в коммуналке?
3. Почему сам Булгаков с ужасом вспоминает «проклятый образ Василия Ивановича»?
4. Почему Булгаков страстно мечтал о своей квартире?
Для любознательных
В доме 10 по ул. Б. Садовая, в «нехорошей квартире» вот уже несколько лет существует уникальный музей «Культурно-просветительский центр «Булгаковский Дом» — единственный в России музей писателя. Музей этот не государственный. Он создан благодаря усилиям поклонников творчества Михаила Булгакова и существует на их средства, благодаря их действительно подвижнической деятельности. Экспонаты для удивительного музея собирались по крупицам всем миром. Здесь все живет памятью о великом Мастере, здесь оживают герои его произведений в многочисленных фотовыставках и произведениях живописи, в еженедельных поэтических вечерах, конференциях, спектаклях, экскурсиях. В музее вы можете встретиться с хозяином дома — котом Бегемотом, а у входа в музей, на первом этаже опустить письмо в почтовый ящик справа от двери, адресованное Мастеру. И магия этого места такова, что многие это действительно делают. Предварительно договорившись, вы можете провести в стенах музея ночь в компании других гостей, общаясь с Воландом.
Каждый год 10 марта, в день смерти Михаила Булгакова, в музее проводится день памяти Мастера.
Казалось бы, музей Мастера — святое место... Но совсем недавно он подвергся очередному нападению современных Швондеров4. Один из жильцов дома, которому музей мешает самим фактом своего существования, ибо «пропагандирует сатанизм», вооруженный баллончиком со слезоточивым газом, прорвался в помещение музея и выбросил из окон 4-го этажа большое количество экспонатов музея, техники и нанес большой ущерб экспозиции. Сегодня музей опять открыт и гостеприимно встречает многочисленных поклонников творчества любимого писателя.
Если вы относитесь к их числу, посетите удивительный музей, не пожалеете! И — без всяких мистификаций — уточним его адрес: «Улица Б. Садовая, 10, в арку налево, 1 этаж»...
«Нехорошая квартира» в романе
Прочитайте текст и скажите, какое впечатление производит на вас описание квартиры? При помощи каких слов автор создает образ «живой» квартиры?
Описание городской жизни в московских главах романа автор преподносит под прикрытием происходящего в столице диковинного, странного, нелепого. Он говорит о «нелепой кутерьме», вызванной появлением черного мага в Москве», о «глупейших и непонятных вещах», творящихся в столице.
И особое место во всей этой кутерьме — и, конечно, в авторском замысле — играет «нехорошая квартира»: недаром сам автор так называет главу, посвященную ее описанию, уделяет этому так много места в романе.
Для рассказа о ней автор выбирает весьма необычную манеру изложения. В главе «Конец квартиры № 50», сообщая о деятельности одного из солидных «московских учреждений», ведущего следствие по делу Воланда, М. Булгаков так описывает «нехорошую квартиру»:
«В трижды проклятой квартире № 50, несомненно, надо повторить, кто-то был. Эта квартира отвечала то трескучим, то гнусавым голосом на телефонные звонки. По временам открывали окно, более того, из нее слышались звуки патефона.
А между тем всякий раз, когда в нее направлялись, решительно никого в ней не оказывалось. А были там уже не раз, и в разное время суток. И мало того, по квартире проходили с сетью, проверяя все углы. Квартира была давно уже под подозрением... Да, квартира 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было».
Прежде всего, именно в этой квартире предпочла поселиться в Москве нечистая сила. Именно в этом месте столицы скопилось причудливым образом большое количество негативной энергии, образовался этакий сгусток зла: здесь проживает Аннушка-чума, погубившая Берлиоза, сам Берлиоз, не случайно столь сурово наказанный Воландом; здесь проходил, наконец, Великий бал у сатаны. Такой сгусток зла в одном месте, вероятно, и связан с осмыслением Булгаковым принципов пятого измерения (не случайно квартира — пятидесятая): недаром Булгаков изучал проблему пятого измерения в трудах Павла Флоренского5 о мнимостях в геометрии. И здесь он, очевидно, решал, как вписать чертовщину в научные реалии. Вот почему в обычной с виду московской квартире есть не только прихожая, но и анфилада фантастических залов с бассейнами и уютными ложами для гостей сатаны, «грандиозная лестница», «совершенно необъятный камин».
«Нехорошая квартира», в которой инфернальные явления начались задолго до появления в ней Воланда, — явление иррациональное, фантастическое. И именно на это «работает» параллельный рассказ о том, что «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов», и о том, как «один горожанин» «без всякого пятого измерения и прочих вещей, от которых ум заходит за разум, превратил трехкомнатную квартиру в четырехкомнатную, а затем ее «обменял на две отдельные квартиры в разных районах Москвы — одну в три и другую в две комнаты. Трехкомнатную он обменял на две отдельных комнаты, ...а вы изволите толковать про пятое измерение». Здесь, безусловно иронически обыгрывается проблема «пятого измерения», когда высокие научные материи сменяются низменным стремлением горожан всеми правдами и неправдами заполучить жилплощадь, решить свой квартирный вопрос, пусть даже и теряя человеческий облик. И примеров тому в романе множество.
Булгаков, писатель невероятной художественной смелости, использует здесь сатирические, мистические, фантастические ситуации, за которыми прячет картины реальной истории, зловещего сталинского времени. Давайте обратимся к тексту романа (глава 7. Нехорошая квартира).
«Надо сказать, что квартира эта — № 50 — давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией... Два года тому назад начались необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать.
Однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал в переднюю второго жильца (фамилия которого утратилась) и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции в чем-то расписаться.
Жилец приказал Анфисе, преданной и давней домашней работнице Анны Францевны, сказать, если ему будут звонить, что он вернется через десять минут, и ушел вместе с корректным милиционером в белых перчатках. Но не вернулся он не только через десять минут, а вообще никогда не вернулся. Удивительнее всего то, что, очевидно, с ним вместе исчез и милиционер».
Совершенно очевидно, что таинственное исчезновение жильца — это дело рук сталинского НКВД6 поры доносов, обысков, ночных арестов, того страшного времени, когда страх, липкий страх за свою жизнь парализовывал жизнь столичных жителей.
В тексте романа можно найти очень много намеков на деятельность сталинских «органов» или на связь с ними. Например, когда Коровьеву намекают на его связь с «органами» (иначе как объяснить его появление в опечатанной квартире), он отвечает весьма уклончиво:
«Эх, Никанор Иванович, — задушевно воскликнул неизвестный. — Что такое лицо официальное или неофициальное?
Все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет... Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное!»
Есть в тексте и указания на реальные доносы (Коровьев информирует «товарищей» о валютном спекулянте Никифоре Ивановиче Босом).
Да и сам Воланд в ответ на просьбу Маргариты помиловать Фриду произносит реплику, которая вполне могла прозвучать из уст сталинских «активистов»:
«Так вы сделаете это? — тихо спросила Маргарита. — Ни в коем случае, — ответил Воланд. — Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди...»
Мы уже говорили о «квартирном вопросе», с которым Булгаков и многие москвичи были очень хорошо знакомы и о котором писатель очень много говорит в романе. И понятно, что описывая «клоповный быт»7 «нехорошей квартиры», где он пережил так много, писатель в остро сатирической манере описал персонажей, которые, решая острый «квартирный вопрос», теряли человеческий облик. Так, в главе «Неудачливые визитеры» он рассказывает о дяде погибшего Берлиоза, примчавшемся в Москву поскорее поселиться в квартире племянника, забыв даже погоревать по поводу его смерти:
«...Максимилиан Андреевич очень спешил в Москву. В чем же было дело? В одном — в квартире. Квартира в Москве? Это серьезно. ...он хотел переехать в Москву». О смерти племянника он узнал из телеграммы, присланной Воландом. И вот его реакция: «Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. Это был момент, который упустить было грешно. Деловые люди знают, что такие моменты не повторяются».
Трагикомизм ситуации завершается тем, что Азазелло разобрался с этим «сердечным» человеком, спустив его с лестницы.
«Квартирный вопрос» стал и причиной доноса Алоиза Могарыча на Мастера, что его в конечном счете и погубило.
Однако давайте еще раз вернемся к описанию «нехорошей квартиры». Кажется странным, что Булгаков, великолепный мастер описаний, поначалу «мрачный, загадочный колорит» квартиры подает очень скупо. Но все становится на свои места, как только доходим до описания той же квартиры, чудесным образом преображенной присутствием Воланда — и вот уже самое тщательное ее описание с обилием подробностей и мелочей:
«Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеяниями. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотой рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями».
«Сквозь цветные стекла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова... стол был покрыт церковной парчой. На парчовой скатерти стояло множество бутылок... Между бутылками поблескивало блюдо... из чистого золота».
В чем же причина такого резкого контраста? О секрете этого чудесного преображения очень тонко заметил В. Левшин: «Точности и обстоятельности этих декораций может позавидовать любой театральный художник. Но театр — стихия Булгакова. Драматург, актер, режиссер, он отлично знает цену контрастам. И чем сдержанней обрисована квартира вначале, тем большее впечатление производят ее дальнейшие фантастические метаморфозы. Нарастание их поистине удивительно. Раз описав квартиру Воланда, он возвращается к ней опять и опять, чтобы каждый раз показать в еще более причудливом облике. Стены ее постепенно раздвигаются, растворяются в пространстве. Вихрем проносятся перед утомленными глазами Маргариты несметные толпы гостей... мелькают в стремительном движении фонтаны, колоннады, бассейны, заросли экзотических растений...
Но вот кричат петухи, и все разваливается. Снова — скромная гостиная ювелирши, снова — обыденность. И когда появляется «большая компания мужчин, одетых в штатское», никаких следов дьявольского великолепия здесь уже не сыскать».
Давний друг Булгакова, хорошо его знавший, тонкий знаток и ценитель его творчества В. Левшин магию булгаковского романа объясняет так: «Был дом. Реальный дом со своим реальным бытом. Пришел художник, вдохнул в него бытие фантастическое, населил сотнями образов, расширивших его до размеров вселенной. Потом колдовство кончилось, и дом снова вернулся в границы действительности.
Но мне, связанному с ним полвека, уже не отделаться от мысли, что рядом с моей текла здесь другая жизнь — вымышленная, призрачная и в то же время куда более прочная, чем моя, подлинная. Жизнь, которая переживет и дом Пигит, и всех его обитателей. Нескончаемая жизнь искусства».
Давайте вместе подумаем:
1. Итак, квартира описана в романе как живое существо, как вполне самостоятельный персонаж. А с каким авторским замыслом связан «сгусток зла» в «нехорошей квартире»?
2. Что прячет автор за сатирическими, мистическими, фантастическими сценами произведения? Аргументируйте свою точку зрения конкретными примерами из текста.
3. Вспомните эпизоды, в которых автор поднимает квартирный вопрос. Как окрашены они у Булгакова (сатирически? трагически?)
4. Как вы думаете, почему автор при помощи Кота Бегемота сжег «нехорошую квартиру» в конце романа?
5. В чем причина резкого контраста при описании Булгаковым «нехорошей квартиры»?
6. В чем видит В. Левшин магию булгаковского романа? И только ли о себе он в данном случае говорит?
Примечания
1. «Бубновый валет» — группа московских художников-авангардистов, оформившаяся в 1910—1912 годах на базе одноименной московской выставки 1910 года; преобразовалась в общество с собственным уставом. Главным направлением их поисков стал «русский сезаннизм» (от имени их вдохновителя французского художника Поля Сезанна).
Наиболее характерные из «бубнововалетцев» (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, А.А. Осьмеркин, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк) стремились выявить первозданную «вещность» мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, момент красочной лепки форм. Отсюда — своеобразная «натюрмортность» форм во всех их произведениях. Однако это не исключало (особенно у Р.Р. Фалька) и острого психологизма.
2. Имажинизм — одно из направлений русского литературного авангарда, возникшее в первые послереволюционные годы. Основатели его — поэты С. Есенин, А. Мариенгоф и другие.
Эстетическая концепция имажинизма опиралась на полный антиэстетизм с установкой на шокирующие, отталкивающие, провоцирующие образы, аморализм и цинизм. Ничего особенно нового в этом по сути не было, но С. Есенин и А. Мариенгоф разработали свой устав «Ассоциации вольнодумцев...». «Ассоциация» была официально утверждена, что позволило открыть при ней несколько коммерческих организаций (литературное кафе «Стойло Пегаса», оформленное художником Г. Якуловым, «Лавку поэтов» — книжный магазин, где работали сами поэты, и т. д,). Имажинисты открыли несколько собственных издательств, самое значительное из которых — «Имажинисты».
Они выступали со своими произведениями по всей стране, а в Москве — в «Стойле Пегаса», Политехническом музее и других залах.
С. Есенин отошел от имажинизма в 1924 году, разочаровавшись в нем. А вскоре его примеру последовали и другие: А. Мариенгоф, Н. Эрдман.
3. Айседора Дункан (1877—1927) — американская танцовщица. Одна из основоположниц школы танца модерн. В 1921—1924 годах жила в СССР. Организовала собственную студию в Москве.
4. Швондер — герой повести М. Булгакова «Собачье сердце».
5. НКВД — Народный комиссариат внутренних дел: карательный орган сталинского тоталитарного государства.
6. Флоренский Павел Александрович (1882—1943) — русский религиозный философ, ученый, инженер. В сочинении «Столп и утверждение истины» (1914) и др. стремился к построению так называемой «метафизики». Труды по математике, физике и др. предвосхитили многие научные идеи.
7. «Клоповный быт» — (от: клоп — кровососущее насекомое-паразит) — быт, наполненный грязью в смысле физическом и духовном, вызывающий отвращение.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |