В творчестве Булгакова, в том числе и репортера, Москва насквозь автобиографична. Поэтому и взгляд на нее, отношение к ней меняется не только в зависимости от объективных, но и субъективных обстоятельств его жизни.
«Записки на манжетах»
Прочитайте внимательно очерк «Записки на манжетах». Скажите, какое впечатление произвела Москва на автора?
В «Записках на манжетах» (в «московской» части) Булгаков, приехав впервые в Москву в 1921 году, так описывает свою первую встречу со столицей:
«Бездонная тьма. Лязг, грохот. Еще катят колеса, но вот тише, тише. И стали. Конец. Самый настоящий, всем концам конец. Больше ехать некуда.
Это — Москва. М-о-с-к-в-а...
Качаясь, в искрах и зигзагах, на огни. От них дробятся лучи. На них ползет невидимая серая змея. Стеклянный купол. Долгий, долгий звук. В глазах ослепляющий свет. Билет. Калитка. Взрыв голосов. Опять тьма. Опять луч. Тьма. Москва! Москва!..
Поехали, поехали по изодранной мостовой. Все тьма. Безразлично. Вся Москва черна, черна, черна. Дома молчат. Сухо и холодно глядят. О-хо-хо. Церковь проплыла. Вид у нее неясный, растерянный. Ухнула во тьму...»
Давайте вместе подумаем:
1. Какой ритм, какое настроение создает обилие в тексте коротких, «рваных» предложений в очерке «Записки на манжетах»?
2. Какие слова использует автор для описания Москвы?
3. В каком цвете Булгаков увидел Москву? Как вы думаете, почему?
4. Какие слова, предложения выдают растерянность автора?
5. Почему слово «Москва» в очерке напечатано с разрядкой и почему оно повторяется в коротком тексте много раз?
«Торговый ренессанс»
Прочитайте внимательно фрагменты очерка «Торговый ренессанс», написанного уже в 1922 году. Скажите, как изменилось отношение автора к Москве?
«Для того, кто видел Москву всего каких-нибудь полгода назад, теперь она неузнаваема, настолько резко успела изменить ее новая экономическая политика (НЭП, по сокращению, уже получившему право гражданства у москвичей)...
До поздней ночи движется, покупает, продает, толчется в магазинах московский люд.
Но и поздним вечером, когда стрелки на освещенных уличных часах неуклонно ползут к полуночи, все еще живет неугомонная Тверская... ест и пьет за столиками народ, живущий в невиданном еще никогда торгово-красном Китай-городе.»
Давайте вместе подумаем:
1. Как вы понимаете слово «ренессанс»? Почему автор употребляет его в своем очерке?
2. Что изменилось в Москве за полгода?
3. Найдите в тексте слова, свидетельствующие о том, что Москва оживает.
4. Найдите в очерке «Торговый ренессанс» слова, которыми Булгаков описывает улицы Москвы. Почему он использует именно эти слова?
«Москва краснокаменная»
Постарайтесь понять незнакомые слова:
Аршин — старинная русская мера длины, равная 0,711 метра.
Сажень — старинная русская мера длины, равная 2,134 метра.
Прочитайте фрагмент очерка «Москва краснокаменная». Скажите, какое настроение царит в городе?
«Жужжит «Аннушка»1, звонит, трещит, качается. По Кремлевской набережной летит к Храму Христа...
Несется трамвай среди говора, гомона, гудков. В центр.
Летит мимо московской улицы. Вывеска на вывеске. В аршин. В сажень. Свежая краска бьет в глаза. И чего, чего на них нет... Мосдревотдел. Виноторг. Старо-Рыковский рынок...
До поздней ночи шумит улица. И мальчишки — красные купцы — торгуют. К двум ползут стрелки на огненных круглых часах, а Тверская все дышит, ворочается, выкрикивает. Взвизгивают скрипки в кафе «Ку-ку». Но все тише, реже. Гаснут окна в переулках...
Спит Москва после пестрого будня перед красным праздником2...
...И опять засыпает Москва. На огненных часах три. В тишине по всей Москве каждую четверть часа раздается таинственный нежный перезвон со старой башни, у подножия которой, не угасая всю ночь, горит лампа и стоит бессменный часовой.»
Давайте вместе подумаем:
1. Как относится к происходящему автор?
2. Найдите в очерке слова, которые помогают воссоздать быстрый ритм жизни города.
3. Найдите слова, при помощи которых автор описывает Москву.
4. Почему он использует слова, которые обычно относятся к живым существам?
5. Какие чувства испытывает автор к городу? Аргументируйте свое мнение.
«Сорок сороков»
Постарайтесь понять незнакомые слова:
Буржуй (ср.: буржуа) — в 20-е годы XX века, во времена НЭПа так презрительно называли богатых людей, владеющих чем-то в большом количестве (обычно скупых).
Мандат — документ, удостоверяющий какие-то полномочия, удостоверение.
Липовый (разг.) — здесь: поддельный, фальшивый.
Прочитайте внимательно фрагмент очерка Булгакова «Сорок сороков» о Москве 1922 года. Скажите, как автор относится к нэпманам и почему?
«Теперь, когда все откормились жирами и фосфором, поэты начинают писать о том, что это были героические времена. Категорически заявляю, что я не герой... Я человек обыкновенный — рожденный ползать, — и, ползая по Москве, я чуть не умер с голоду. Никто кормить меня не желал. Все буржуи заперлись на дверные цепочки и через щель высовывали липовые мандаты и удостоверения. Закутавшись в мандаты, как в простыни, они великолепно пережили голод, холод... Сердца их стали черствы, как булки, продававшиеся тогда под часами на углу Садовой и Тверской»...
Давайте вместе подумаем:
1. При помощи каких слов, сравнений Булгаков описывает в очерке негативное отношение к нэпманам?
2. Вспомните, в каких главах романа «Мастер и Маргарита» получило продолжение это отношение к ним автора?
Постарайтесь понять незнакомые слова:
(Сорванный) орел — государственный герб царской России с изображением двуглавого орла, который после революции 1917 года был сорван с фронтона Большого театра.
Квадрига — архитектурное украшение зданий: колесница (повозка), запряженная в ряд четверкой лошадей.
Тулуп — длинная меховая шуба из овчины (овечьей шкуры) с высоким воротником.
Шинель — форменное пальто особенного покроя со складкой на спине. Шлем — специальный головной убор, предохраняющий голову от ушибов, ранений.
Штык — холодное колющее оружие, прикрепляется на конец ствола военного ружья, винтовки.
Муза театральная (Талия) — одна из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в древнегреческой мифологии.
Прочитайте еще один фрагмент очерка «Сорок сороков» («Панорама четвертая: сейчас»). Скажите, почему Булгакову кажется, что в Москве Больших театров два?
«Иногда кажется, что Больших театров в Москве два. Один такой: в сумерки на нем загорается огненная надпись. В кронштейнах вырастают красные флаги. След от сорванного орла на фронтоне бледнеет. Зеленая квадрига чернеет, очертания ее расплываются в сумерках. Она становится мрачной. Сквер пустеет. Цепями протягиваются непреклонные фигуры в тулупах поверх шинелей, в шлемах, с винтовками, с примкнутыми штыками. В переулках на конях сидят всадники в черных шлемах. Окна светятся. В Большом идет съезд».
«Другой такой: в излюбленный час театральной музы, в семь с половиной, нет сияющей звезды, нет флагов, нет длинной цепи часовых у сквера. Большой стоит громадой, как стоял десятки лет. Между колоннами желто-тускловатые пятна света. Приветливые театральные огни. Черные фигуры текут к колоннам. Часа через два внутри полутемного зала в ярусах громоздятся головы. В ложах на темном фоне ряды светлых треугольников от раздвинутых завес. На сукне волны света, и волной катится в грохоте меди и раскатов хора триумф Радамеса. В антрактах, в свете, золотым и красным сияет Театр, и кажется таким же нарядным, как и раньше».
Давайте вместе подумаем:
1. Какое впечатление производит первый отрывок?
2. При помощи каких слов автор создает такое впечатление?
3. Каким прилагательным можно назвать Большой в этом отрывке?
4. Какое впечатление производит второй отрывок?
5. При помощи каких слов создается это впечатление?
6. Какое прилагательное подошло бы для названия Большого в этом фрагменте?
7. Какой театр дорог автору?
8. Какие предчувствия беспокоят Булгакова, создающего два противоположных образа Большого театра?
Постарайтесь понять незнакомые слова:
Сизая (дымка) — темно-серая с синеватым отливом.
Маковка — верх, купол церкви.
Сорок сороков — здесь: о большом количестве церквей в Москве (от старинной единицы счета, в основе которой лежало число 40).
Ветка — здесь: трамвайная линия, отходящая в сторону от главного пути.
Но вот в следующем фрагменте «Сорока сороков» — совсем другая Москва. Прочитайте отрывок и скажите, какие чувства испытывает автор к городу?
«На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка — верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков. Апрельский ветер дул на платформе крыши, на ней было пусто, как пусто на душе. Но все же это был уже теплый ветер. И казалось, что он задувает снизу, что тепло подымается от чрева Москвы. Оно еще не ворчало, как ворчит грозно и радостно чрево живых больших городов, но снизу, сквозь тонкую завесу тумана, подымался все же какой-то звук. Он был неясен, слаб, но всеобъемлющ. От центра до бульварных колец, от бульварных колец далеко, до самых краев, до сизой дымки, скрывающей подмосковные пространства...
На Тверской звенели трамваи, и мостовая была извороченной грудой кубиков. Горели жаровни. Москву чинили и днем, и ночью... К Воробьевым горам уже провели ветку, возят доски...
Карта с сайта www.bulgakov.ru
И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как влезу на Воробьевы горы, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва — мать».
Давайте вместе подумаем:
1. Какие перемены в Москве чутко уловил автор?
2. Найдите в тексте слова, при помощи которых создается напряженный трудовой ритм города. Какой частью речи являются эти слова и почему именно их использовал автор?
3. Изменяет ли Булгаков своей традиции изображать Москву как живое существо? Найдите в тексте доказательства своей точки зрения.
4. Прочитайте еще раз внимательно последний абзац. Как сказать одним словом, что делает Булгаков, мысленно глядя на Москву?
5. Почему очерк заканчивается словами: «Москва — мать»?
Давайте подведем итог!
Мы уже убедились, что Москва в прозе Булгакова неизменно предстает как некое живое существо со своим характером, живущее своей собственной, постоянно меняющейся, напряженной жизнью.
Именно такой она вошла и в главное произведение его жизни, написанное как завещание (недаром свой роман он называл «закатным»). И вписалась Москва в роман как полноправный персонаж, очень сложный и противоречивый. Должно быть, не случайно: жизнь Булгакова в Москве — многострадальная, но и насыщенная любовью, творчеством, общением с дорогими людьми. А сильнее и любят то, что выстрадано. Вот, наверное, откуда и любовь-ненависть писателя к Москве...
Примечания
1. «Аннушка» — трамвай маршрута «А», который ходил в то время и был ласково прозван москвичами «Аннушка». Для многих москвичей это не просто трамвайный маршрут, а достопримечательность Москвы. Сейчас «Аннушка» функционирует как трамвай-трактир, где можно перекусить во время экскурсии.
2. Красный праздник — (ср.: «красный день календаря») — так назывался День Великой Октябрьской Социалистической Революции (в честь одноименной революции 1917 года), который отмечался в СССР 7 ноября.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |