Вернуться к Л.Н. Шабалина. Жили в Москве былой. Беседы о булгаковской Москве (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Пособие по практике речи

Дом Нирнзее

Глава 13. Явление героя История знаменитого дома

Прочитайте внимательно текст и расскажите об истории знаменитого дома.

Со следующим адресом булгаковской Москвы мы уже встречались, когда говорили о творчестве Булгакова-репортера (см.: «Сорок сороков»). Если мы пройдем в центральную арку дома № 17 по Тверской улице, мы попадем в тишину маленьких по-московски уютных улочек: здесь, в Большом Гнездниковском переулке, и находится знаменитый дом Нирнзее (№ 10). Говорят, в древности здесь будто бы была роща, в которой птицы на ветвях деревьев вили свои гнезда — такая романтическая легенда живет до сих пор. Но ученые считают, что жили здесь в старину ремесленники, которые изготавливали стрелы. А гнездами назывались меры, которыми отпускали стрелы.

Дом Нирнзее в Москве называли «домом-крышей». Это был первый в городе девятиэтажный дом, и долгое время он оставался самым высоким жилым домом.

Построил его в начале XX века немецкий архитектор Э. Нирнзее, который строил в Москве очень современные дома, отвечавшие требованиям того времени. Дом строился с расчетом на одиноких служащих, поэтому его в шутку называли «домом холостяков». На крыше над девятым этажом планировалось оборудовать столовую и «зону отдыха» со смотровой площадкой, а в подвале устроить нечто вроде клуба или концертного зала для жильцов и их гостей.

Но торжества по случаю открытия дома были сорваны началом первой мировой войны: начались гонения на немцев, и архитектор потерял заказчиков. В августе 1915 года он продал дом за фантастическую сумму Д.Л Рубинштейну, который был известен своими финансовыми махинациями и своими приятельскими отношениями с Григорием Распутиным1.

Поговаривали, что Рубинштейн, оказавшийся в Петропавловской крепости, подарил дом Г. Распутину за покровительство и освобождение из тюрьмы. И еще ходили слухи о том, что «старец» часто кутил здесь и устраивал шумные оргии во время своих приездов в Москву. Однако доподлинно известно лишь об одном его приезде сюда в марте 1915 года: сохранилось донесение агентов московской охранки, наблюдавших тогда за ним.

Знаменитый дом попал и в летопись московского кинематографа. В 1915 году молодой, но уже широко известный кинорежиссер В. Гардин (им сняты первые фильмы «Анна Каренина», «Война и мир», «Дворянское гнездо») объединился с предпринимателем В.Г. Венгеровым для создания собственной кинофирмы. Так появилось в России «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин», эмблемой которого стала летящая чайка (по замыслу создателей, она была сходна с той чеховской чайкой, которая украшала занавес МХТ им. А.П. Чехова в Камергерском переулке. Контора «Киночайки» открылась в доме Нирензее, на крыше которого вместо столовой расположился съемочный павильон. Здесь были сняты первые фильмы по сценариям русского писателя-сатирика Аркадия Аверченко («Без пуговиц», «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок»).

Здесь же, в доме Нирнзее, М. Булгаков познакомился со своей будущей третьей женой Е.С. Шиловской, которая стала прототипом Маргариты в романе. А знакомство его героев, Мастера и Маргариты, произошло здесь же, в Большом Гнездниковском переулке, около дома Нирнзее.

Вот как об этом знакомстве, состоявшемся 28 февраля 1929 года в доме Нирнзее на квартире художников Моисеенко, уже в 1967 году вспоминала сама Елена Сергеевна Булгакова: «Это было в 29 году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Потом Булгаков и Елена Сергеевна вместе сбежали из гостей, долго бродили по ночной Москве и не могли расстаться. И все-таки расстались... на двадцать месяцев, чтобы случайно опять встретиться и уже не расставаться до самой смерти Михаила Афанасьевича.

Как вспоминала потом об этом Елена Сергеевна, «... я поняла, что это моя судьба, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее».

Давайте вместе обсудим!

Как вы думаете, можно ли сказать, что встреча Мастера и Маргариты во многом автобиографична? Докажите свою точку зрения.

Дом Нирнзее в романе

Вот как описывает «нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей» — чудесную встречу с Маргаритой сам Мастер: «Пилат летел к концу», была весна, необыкновенно пахла сирень — и вдруг:

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы почему-то очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее больше не увижу...

И вообразите, внезапно заговорила она: «Нравятся ли вам мои цветы?»

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил: «Нет».

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! ...Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так: «Вы вообще не любите цветов?»

В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.

«Нет, я люблю цветы, только не такие», — сказал я. — «А какие?» — «Я розы люблю».

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках...

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож.

Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя...

Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.

Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у Кремлевской стены на набережной.

Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой».

Эта встреча Мастера и Маргариты — одна из ключевых сцен «городской» части романа, недаром он и называется «Мастер и Маргарита».

Давайте вместе обсудим!

1. Как вы думаете, почему рассказ о встрече Мастера и Маргариты ведется от лица Мастера?

2. Какой тональностью окрашен рассказ о встрече с Маргаритой?

3. Почему встреча произошла в одном из переулков Тверской?

4. Как вы думаете, почему встреча произошла весной?

5. Как описывает Мастер свою возлюбленную? Что поразило его в ее облике?

6. Почему в сцене встречи героев нет имен (есть «она» и «я»)?

7. Что символизируют желтые цветы в руках Маргариты?

8. Какое слово главное, ключевое в эпизоде встречи Мастера и Маргариты?

9. С чем Мастер здесь сравнивает любовь и почему? Какие глаголы неоднократно повторяет и почему?

10. Какой финал любви Мастера и Маргариты предсказывает это тревожное описание?

11. Как вы думаете, мог ли быть у любви Мастера и его подруги в то время другой финал? Докажите свою точку зрения.

12. У Ф. Достоевского есть замечательная философская формула, которую произносит Дмитрий Карамазов (см.: роман «Братья Карамазовы»): «Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой». Как по-вашему, какое отношение она может иметь к истории Мастера и Маргариты?

13. Можно ли сказать, что история любви Мастера и Маргариты продолжает традиции русской классической литературы? Мировой классической литературы? Приведите примеры!

14. Вспомните, как показана сцена встречи героев романа в фильме режиссера В. Бортко.

15. Какой предстала перед вами Маргарита в исполнении актрисы Анны Ковальчук в фильме?

16. Расскажите о вашем впечатлении от этой сцены в фильме.

17. Сравните с тем, что вы прочитали у Булгакова.

Примечания

1. Распутин Григорий Ефимович (1872—1916) — фаворит царя Александра II и его жены Александры Федоровны. Из крестьян Тобольской губернии. В качестве «провидца» и «целителя» приобрел неограниченное влияние на царя, царицу и их окружение. Вмешивался в государственные дела. Убит монархистами.