В нашем исследовании произведений М. Булгакова, созданных в жанре фельетона, мы подвергнем подробному рассмотрению и анализу основные конструктивные элементы (темы, идеи, композицию, авторскую позицию и др.), выявим специфические жанрообразующие черты, которые выделяют булгаковский фельетон, определяя новаторство и стиль журналиста.
Одной из значимых характеристик любого журналистского материала является его тема. Она должна быть актуальна, проблемна, близка читателю. Как мы выяснили в предыдущей главе, в фельетоне 20-х годов более резкое выражение приобрело соотношение малой документальной (реальной конкретной ситуации) и большой обобщающей (масштабной общественной проблемы) тем, при ведущей роли ассоциации и аллегории (Гл. I, стр. 33). Тогда, М. Кольцов определил специфику построения фельетона как «перевыключение малой темы в план темы большой» (Кольцов М., 1961. С. 23). Если большая тема — признак большого масштаба мышления, умения увидеть за конкретным фактом значительную общественную проблему, то малая тема несла колорит неповторимой жизненной правды. Для фельетона публицистического к тому же характерно было еще и привлечение специальной метафорической или ассоциативной темы, которая способствовала разворачиванию действия и сообщению произведению определенного подтекста. В беллетризованном фельетоне авторы редко прибегали к подобным приемам, так как сюжет строился с искусной стилизацией под совершенно самостоятельное движение фабулы художественного произведения. Забегая вперед (жанровая соотнесенность публицистических произведений М. Булгакова станет объектом нашего исследования в следующей главе), отметим, что фельетоны писателя, опубликованные в «Гудке», представляют собой в подавляющем большинстве фельетоны беллетризованные, а «накануньевские» — фельетоны-очерки, и потому наличие ассоциативной темы в них не было строго продиктовано жанровой разновидностью.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |