«Большой» советский фельетон (по определению Л.Ф. Ершова (Ершов Л.Ф., 1973. С. 72), т. е. фельетон 20-х годов прошедшего столетия, сыгравший значительную роль и ставший знаменательным явлением в истории отечественной журналистики 20-го века, естественно, восходит своими корнями к традициям классического фельетона. Сто с небольшим лет истории стремительного развития этого жанра можно разделить на ряд этапов, на каждом из которых он приобретал все новые черты, непрестанно трансформируясь и совершенствуясь.
1. Рождение рубрики в зарубежной и отечественной периодике. 28 января 1800 года редактор «Journal des Debats» Бертрен Старший вложил дополнительный листок (feuilleton — лист, листок) в очередной номер газеты. Первые фельетоны «Journal des Debats» содержали информацию о репертуаре театров, содержали стихотворные загадки, шарады, моды, стихи, объявления. В ранних фельетонах помещались также сведения о тарифе на объявления этого отдела. Таким образом, сам термин «feuilleton», родившийся в первом году XIX столетия на страницах «Journal des Debats», в течение еще многих лет ассоциировался не с жанровыми, а с техническо-типографскими признаками, обозначал не способ обработки того или иного материала, а место, отведенное ему в газете. Но с тех пор понятие о подлинной сути фельетона, естественно, значительно трансформировалось. Так, еще Е.И. Журбина справедливо указывала на необходимость расчленения истории газетной рубрики и истории рождения нового жанра (Журбина Е.И., 1967. С. 25). Действительно, изначально материал для «Feuilleton» подбирался совершенно определенный — это были литературные мелочи развлекательного, подчеркнуто неполитического характера. Именно это стало отправной точкой рождения жанра фельетона, в значительной степени повлияло на его развитие. Но будет справедливо, на наш взгляд, отметить и то, что с ходом эволюции жанра эта черта перестала быть принципиальной, безусловно необходимой.
Значительное количество исследователей называют первым русским фельетонистом Фаддея Булгарина и связывают появление жанра фельетона в русской печати с «Северной пчелой». Так, проф. Д. Заславский пишет: «Вульгарные каламбуры, сплетни и доносы печатались Булгариным под общей рубрикой «Всякая всячина». Это и был первый русский фельетон газетного типа» (Заславский. Д., 1929. С. 83). Редактор сборника «Фельетоны сороковых годов», вышедшего в 1930-м году, Ю. Оксман также признает заслугу перенесения фельетона на русскую почву именно за Ф. Булгариным: «В середине двадцатых годов термин этот (фельетон. — М.К.) уже не требовал особых разъяснений, графически русифицировался, а самый жанр очень быстро завоевал себе право гражданства благодаря Ф.В. Булгарину в «Северной пчеле» (Фельетоны сороковых годов, 1930. С. 6) Действительно, еще с 1825 г., задолго до появления в газетах официальной рубрики «Фельетон», Булгарин говорил: «В одном из будущих фельетонов...» или: «В одном из прошедших фельетонов мы писали...», но он, скорее всего, как в 20—40-е годы было принято, под словом «фельетон» обычно подразумевал в подавляющем большинстве случаев рубрику или отдел газеты. В пользу этого свидетельствуют и пояснения, приводимые «Вестником Европы» еще в 1820-м году. «Feuilleton» — комментировала редакция, — «означает отделенную часть печатаемой в лист газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров и проч.» (Цит. по: Фельетоны сороковых годов, 1930. С. 8).
Анализ газет 20-х годов XIX в. показывает, что говорить о рубрике «Фельетон» в период ее появления — значит говорить о газетной «Смеси». Никакой принципиальной разницы между материалом, помещавшимся в «Смеси», и материалом новой рубрики не было, просто произошло переименование раздела. Хотя, упоминавшийся выше Ю. Оксман добавляет, что частью новой рубрики стали и материалы отделов журналов и «к ее постепенному расширению свелась на первых порах и вся эволюция нового жанра» (Цит. по: Фельетоны сороковых годов, 1930. С. 8). Говорить о появлении нового жанра нам кажется преждевременным, мы считаем правомерным оперировать пока лишь понятием «рубрика»: «Перекочевав в газетный подвал, материал таких отделов старых журналов, как «современные происшествия», «нравы», «критика и библиография», «смесь», в процессе приспособления к интересам массового читателя и к узким рамкам газетных полос, несколько сжался, заострился и, деформируясь, получил новую жизнь в фельетоне» (Журбина Е.И., 1967. С. 28). В новой рубрике уничтожается безличностный, информирующий тон «Смеси». Вместе с подписью под «Фельетоном», хотя бы и псевдонимной, начинает появляться дидактическая интонация. Но все вышеперечисленные процессы имели отношение к истории рубрики, жанр фельетона еще не оформился на тот момент.
3. Рождение русского фельетона и его развитие в XIX — начале XX века. Здесь мы считаем немаловажным остановиться на некоторых подлинно русских истоках жанра, привнесенного, казалось бы, в русскую газету. Многие исследователи говорят о связи русского фельетона с сатирической журналистикой XVIII века. Действительно, элементы жанра, который будет назван впоследствии фельетоном, содержатся и в журналах Новикова, и в «Почте духов» Крылова, и у других сатириков той эпохи (Майданюк П.А., 2003. С. 17) Но необходимо указать и на одно принципиальное различие — отвлеченная абстрактность, характерная в целом духу сатиры XVIII века, ни в коей мере не свойственна фельетону. Фельетон утвердился как жанр, в основе которого лежит конкретный и достоверный жизненный «повод»; конкретность — исходное и определяющее начало фельетона.
Многие исследователи, среди них Л.Ф. Ершов, утверждают, что русский жанр фельетона родился на страницах «Телескопа» в 1831 году. Именно тогда были напечатаны литературно-критические фельетоны, подписанные затейливо шутливым именем Феофилакта Косичкина. Это А.С. Пушкин в форме веселой и язвительной иронии вел борьбу со своими литературными противниками — Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем. Так, и Н. Журбина считает, что «задолго до того, как появился фельетон Булгарина, Пушкин под именем Феофилакта Косичкина в знаменитых своих фельетонах 1831 года создает особый публицистический жанр» (Е.И. Журбина, 1969. С. 223). «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов» и «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем» стали первыми образцами русского фельетона. «Фельетоны Пушкина и хронологическими по своему идейно-литературному качеству могут претендовать на фельетонное первородство, свергая тем самым Булгарина с пьедестала «первого русского фельетониста», они открыли новые возможности для фельетона последующих периодов, закрепили надолго и прочно стиль публицистически насыщенного иносказания, принявшего яркую литературную форму» (там же. С. 239). Примечательно, что В.В. Виноградов отмечал, что «тут (в вышеуказанных фельетонах А.С. Пушкина — М.К.) отыскиваются истоки того эзоповского языка, который под влиянием Салтыкова-Щедрина укрепился в русской революционно-демократической публицистике второй половины XIX в.» (Виноградов В.В., 1990. С. 344). Мы добавим, что Салтыков-Щедрин самым непосредственным и значительным образом повлиял и на творчество М. Булгакова, влияние это особенно ярко проявляется в том числе и в фельетонах 20-х годов XX века.
В 1840-е — 1850-е годы вступила в область бурно развивавшегося сатирико-юмористического жанра сразу целая плеяда писателей, составившая позднее славу и гордость, отечественной литературы. Школу фельетона в начале своей творческой деятельности прошли Ф. Достоевский, И. Тургенев, И. Гончаров, Н. Некрасов, Д. Григорович. Большой известностью пользовались и ежемесячные фельетонные обозрения Нового поэта (И.И. Панаева), выступавшего на страницах «Современника». Усилиями этих авторов фельетон получил на русской почве свое дальнейшее развитие и приобрел черты действительно нового жанра. В их фельетонах содержались критические описания нравов эпохи, картины быта, впечатления о литературно-театральной жизни, и вообще щедро были представлены бытовые, политические и философские наблюдения над текущей действительностью. По своим видовым особенностям фельетоны названных выше писателей представляли собой либо корреспонденции-хроники, либо беллетризованные театрально-музыкальные рецензии и изредка «физиологические очерки». В основу наиболее распространенного композиционного принципа брались законы ораторского искусства, фельетон часто имел форму остроумного авторского монолога, перебиваемого отступлениями от основной темы, с непринужденным переплетением повествовательных и разговорных интонаций. Эти фельетоны скорее можно назвать информационно-критическими, нежели сатирическими или новеллистическими. Сюжет, как правило, был ослаблен, художественных образов, построенных в рамках требований этого жанра, было не много. Фельетоны этого периода отличались веселой, насмешливой, легкой передачей событий и личных впечатлений от них. Но уже в это время становится очевидной разница между фельетонами развлекательными, полными легкой светской болтовни, и фельетонами, использовавшими широкие возможности нового газетного жанра и вносившими новые черты в русскую журналистику. К последним можно отнести публикации «Литературной газеты» середины 40-х годов, в частности, фельетоны Н. Некрасова и фельетоны Ф. Достоевского в «С.-Петербургских ведомостях» 1847 года. Исследователь фельетонов Ф. Достоевского В.Л. Комарович утверждал, что «отыскивая для газетного фельетона путь к новым, чисто литературным возможностям, Достоевский с упорством отталкивается все время от стереотипной формы фельетона-хроники. Петербургский фельетонист из подневольного собирателя и репортера городских «новостей» превратился в свободного созерцателя городских нравов, городского пейзажа и, попутно, своих собственных настроений — вот что не устает подчеркивать в своей «Петербургской летописи» Достоевский» (Комарович В.Л. // Фельетоны сороковых годов, 1930. С. 79).
В 1860—1870-е годы все более острым становится противостояние разоблачительного фельетон (произведения Н. Добролюбова, М. Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского) и развлекательного фельетона. Жанр делает следующий шаг в своем развитии. Действительно, на место хроники, отображающей календарную тему (Новый год, Пасха, дачный и театральный сезоны и т. д.), обзора литературы, мод, городских новостей и прочего в фельетон приходит углубленный анализ недостатков общественного устройства, ставится вопрос об ответственности человеческой личности за эти недостатки. Информационность, ранее характерная черта фельетона, уходит на второй план, место ее занимает все более четко обозначаемая авторская позиция. Если раньше личность фельетониста проявлялась преимущественно в непринужденности; легкости изложения фактов, в частых перебивах повествования, то теперь она воплощается прежде всего в сатирической, иронической интонации. Перебивы в монологическом изложении по прихоти фельетониста заменяются чаще всего развитием двух тем, одна из которых главная, а вторая привлекается по ассоциации с первой. Наличие ассоциативной темы в фельетоне станет характерной и неотъемлемой чертой «большого» фельетона 20-х годов XX века.
Эволюция русского фельетона к 1870—1890-х годам выражается в переходе от многотемности к одной—двум темам, от обозрения — к очерковости с углубленным исследованием социальной природы отрицательного явления, от безгеройного фельетона — к изображению конкретного носителя общественного порока, от писателя, сочиняющего «и фельетоны» — к фельетонисту-профессионалу. Характерно, что в 70—80-е годы фельетон встречается достаточно редко на страницах периодических изданий, исключения составляют «Осколки», где с фельетоном-обозрением московской жизни выступал в 1883—1885 гг. А. Чехов, а юмористическое обозрение петербургской жизни вел многие годы И. Грек (В.В. Билибин). К 1890-м годам фельетон определился как жанр преимущественно сатирический с использованием иронии, гиперболических заострений, с ассоциативным развитием комической темы.
Следующим важным этапом в истории русского фельетона явились 1990—1900-е годы. Жанр перестает быть частью исключительно столичной прессы и все чаще появляется на страницах провинциальных газет. Именно они готовят теперь кадры для столицы. Такие известные фельетонисты конца XIX и начала XX века, как В.М. Дорошевич, И.Ф. Василевский (Буква), С.С. Гусев (Слово-Глаголь), начинали свою деятельность в провинциальных газетах. М. Горький также прошел серьезную школу фельетона в период своей работы в «Самарской газете», «Нижегородском листке» и «Одесских новостях» (1895—1896 годы).
М. Горький внес много нового в развитие фельетонного жанра, представив один из двух видов жанра, — сатирический. Он умел отбирать характерные факты современной действительности и обобщать их по-фельетонному, с сильным элементом сатирической образности, придавать им острое социальное звучание, высокий гражданский пафос. Исследователи отмечают, что «особенность его фельетонов заключалась в том, что, пользуясь в спешке ежедневной газетной работы, казалось бы, незамысловатыми литературными приемами и имея в качестве материала в основном лишь факты самарской жизни, он умел видеть значительно дальше. «Мелочи» и «наброски» (отдел, который вел Горький, назывался «Между прочим (Мелочи, наброски и т. д.)» — М.К.) перерастали в общую картину неприглядной российской действительности...» (Русский фельетон, 1958. С. 339). В самом деле, для фельетонов Иегудиила Хламиды весьма характерны переключения конкретного факта в социально-типический план. Именно это останется одной из наиболее важных задач и для фельетонистов 20-х годов XX века, в том числе и для М. Булгакова.
В.М. Дорошевич, обладая более легким и свободным слогом, создавал юмористические, развлекательные фельетоны, которые представляют собой также немаловажную страницу в развитии жанра, и ему «большой» фельетон 20-х годов XX века обязан некоторыми своими чертами. Во-первых, В.М. Дорошевич использовал самые различные жанровые разновидности, он имитировал трагедию, прибегал к форме новеллы, дневника, лекции, письма, стихотворения в прозе и т. п. Этим воспользуется в дальнейшем и М. Булгаков. Кроме того, с именем Дорошевича связано возникновение и такого классического в своем роде приема русского фельетона конца XIX — начала XX века, как «короткая строка» — манера писать короткими, рубленными предложениями, каждое из которых начиналось с красной строки, причем почти единственным знаком препинания была точка. К тому же этот фельетонист широко пользовался приемом пародии и броских неожиданных ассоциаций.
4. Советский фельетон. Революция 1917 года коренным образом повлияла на дальнейшее развитие жанра. Многие завоевания фельетона были забыты, но лишь на время. Фактически первые четыре послереволюционных года фельетон вынужден был возрождаться вновь. Конечно, кардинально изменились социально-исторические условия и перед журналистикой теперь уже ставились совсем другие задачи. Но существенную роль сыграло и то, что поступательное развитие фельетона было на какое-то время прервано. Можно с уверенностью сказать, что первые послереволюционные годы (1918—1921) были самыми сложными в истории развития русского фельетона, полными напряженных исканий. За этот рекордный срок жанр выходит на первый план, становится не просто неотъемлемой частью теперь уже советской газеты, а чуть ли не самой популярной и значительной частью. Но нельзя забывать, какими тяжелыми были эти четыре года. Л.Ф. Ершов отмечает, что «на первые годы после Октября приходится как бы эмбриональный период в истории советского фельетона. За четыре года им были пройдены основные этапы, которые довелось пережить фельетону в течение его полувекового развития» (Ершов Л.Ф., 1977. С. 105). Нам бы хотелось подчеркнуть, что в этот период фельетон не вновь приобретал и накапливал все перечисленные черты, а адаптировал их к новым условиям.
В конце десятых годов продолжала существовать рубрика, раздел, а собственно жанр еще не пережил своего второго рождения, хотя отдельные «фельетонные» формы находили свое применение на газетной полосе.
В «Правде» появилась рубрика «Маленький фельетон», в которой сотрудничают Е. Красный, С. Гарин, Як. Окунев, А. Сергеев и т. д. Название рубрики послужило впоследствии для обозначения той новой жанровой модификации, которая утверждается в эти годы в советской журналистике. Появление «маленького» фельетона, на наш взгляд, было обусловлено тем, что фельетонисты новой эпохи отреклись от всего, что было в старой, а создать сразу, не опираясь и отрицая какие-либо традиции, настоящий жанр было чрезвычайно трудно. Маленькая форма появилась, в свою очередь, и в силу того, что слишком сложная и противоречивая действительность с трудом поддавалась глубокому анализу, а откликаться на отдельные конкретные факты, создавать просто сатирический комментарий было, естественно, проще. Кроме того, подобные материалы появлялись более чем оперативно, что опять-таки диктовалось эпохой, необходимо было вести серьезную борьбу и не позволять врагу повредить молодому государству. Необходимо учитывать и специфику аудитории того времени. Наверное, массовый читатель еще не был готов к восприятию и не испытывал потребности в серьезном художественно-публицистическом жанре.
Идейно-тематической содержание, естественно, диктовалось сложившейся исторической обстановкой. Главными объектами «маленького фельетона» до 1921 года становились белогвардейские генералы, члены Антанты, меньшевистские и эсеровские лидеры. Из тем быта и внутренней жизни находили свое отражение лишь те, что особенно препятствовали утверждению нового строя. Темы, которые придут в «большой» фельетон (обывательщина и мещанство), в «маленьком» встречались достаточно редко. Вообще, в «маленьком» фельетоне доминировала логика обычной газетной статьи, хотя и с элементами художественно-публицистических жанров, — были попытки создания обобщенного «образа» вражеского стана. Определенную роль в развитии жанра сыграл отдел «Маленькие недостатки механизма», появившийся в «Известиях» в октябре 1918 года. Здесь персонажи разоблачительных материалов впервые стали фигурировать не в качестве символов классов и партий, а в амплуа частных, конкретных людей, со своими, присущими лично им недостатками и бедами. Таким образом, на газетной полосе появляется будущий фельетонный герой как лицо частное. Это было очень важно на данном этапе.
«Маленький фельетон» 1918—1921 гг. являлся не самостоятельным художественно-публицистическим жанром, а комментарием в духе времени к тому или иному политическому событию. Он воспринимался всего лишь как более или менее остроумная подпись к политической картинке. Кроме того, авторы таких фельетонов изображали жизненное явление в одном ракурсе. Здесь не было и не предполагалось чередования общего и более крупного, детализированного планов, а характерно было однородное пространственно-временное, близкое к линейному изображение.
Дальнейшее развитие фельетона требовало снижения информационности и резкого сокращения количества действующих лиц, увеличения значимости и повышения качества сатиры. Наряду с основной (фактической) темой вновь появляется тема ассоциативная, и на смену простому перечислению фактов, что характерно было для «маленького фельетона», приходит другое композиционно-структурное средство, им становится создание фельетона по принципу ассоциации. Кроме того, дальнейшее развитие фельетона пошло по пути существенного погружения в современную действительность и в то же время обуславливалось все большим обобщением отрицательных явлений. На данном этапе значительное влияние на жанр фельетона оказала аналитическая статья. Именно ей «большой» фельетон обязан своим серьезным аналитическим подходом. Герои фельетона также изменились. Милюковы, керзоны, брианы и мартовы, представлявшие собой некие классово-политические маски, вытесняются конкретным лицом, непосредственно несущим ответственность за то или иное деяние. Фельетонисты учились отражать частную, бытовую жизнь рядового человека. Пока основными темами «маленьких фельетонов» были внешняя политика и внутренние классовые враги, это не имело принципиальной значимости и, по существу, не было нужно. Рядовой современник как частное лицо будет показан лишь в «большом» фельетоне.
Становление фельетона шло и другим путем, а именно посредством насыщения путевых очерков и репортажей сатирической публицистичностью. Здесь в первое время могла сохраняться еще композиция обычной корреспонденции хроникально-информационного характера. Но постепенно и тут появляется раскрытие образа по закону ассоциаций с более или менее интенсивным использованием беллетристических форм.
Итак, в этом параграфе мы дали краткий обзор истории фельетона, начиная с момента рождения рубрики и вплоть до появления советского фельетона 20-х годов ушедшего столетия.
Это было необходимо для того, чтобы проследить, как и когда появлялись те характерные черты, которые образовали интересующее нас явление в отечественной журналистике XX-го века, какая часть их была результатом поступательного развития, основанного на преемственности, и какая часть стала завоеванием фельетонистов новой, послереволюционной эпохи. На основе анализа основных свойств фельетона, которые он приобретал в ходе своего полуторавекового развития мы пришли к следующим выводам.
Прежде всего, мы согласны с теми исследователями, которые призывают разделять историю рубрики и историю собственно жанра. Действительно, единственным качеством фельетона-раздела, перешедшим в фельетон-жанр (за исключением, конечно, расположения на газетной полосе), был первоначальный характер материалов. Аполитичность, развлекательность, ставшие когда-то отправной точкой создания рубрики, являлись чертами жанра многие годы и обусловили существование так называемого «легкого» фельетона. Конечно, с ходом эволюции фельетона черты эти перестали быть принципиальными, безусловно необходимыми.
В русской газете раздел «Фельетон» просто вытеснил постепенно «Смесь». Но, естественно, жанр, родившийся из раздела, приобрел постепенно новые черты. Из новой рубрики уходит безличностный, информирующий тон «Смеси». Вместе с подписью под «Фельетоном», хотя бы и псевдонимной, начинает появляться дидактическая интонация. Кроме того, некоторые свои черты, за исключением отвлеченной абстрактности, русский жанр фельетона черпает из сатиры второй половины XVIII века — журналов Новикова, «Почты духов» Крылова, и других сатирических изданий той эпохи. Первые русские фельетоны, по убеждению многих исследователей, принадлежат перу А.С. Пушкина. По их мнению, первый поэт России сообщил жанру «стиль публицистически насыщенного иносказания, принявшего яркую литературную форму» (Журбина Е.И., 1969. С. 239). Но два фельетона Феофилакта Косичкина были вызваны к жизни прежде всего той острой литературной, полемикой, которая существовала между их автором и Ф.В. Булгариным. Критические описания нравов эпохи, картины быта, впечатления о литературно-театральной жизни, политические и философские наблюдения над текущей действительностью приходят в русский фельетон в 40—50-е годы XIX века в произведениях Ф. Достоевского, И. Гончарова, И. Тургенева, И. Некрасова, И. Панаева. По своим видовым особенностям фельетоны названных выше писателей представляли собой либо корреспонденции-хроники, либо беллетризованные театрально-музыкальные рецензии и изредка — «физиологические очерки». Эти фельетоны скорее можно назвать информационно-критическими, нежели сатирическими или новеллистическими.
В следующем периоде развития русского фельетона, это 60—70-е годы XIX века, пути двух видов фельетона — разоблачительного (произведения Н. Добролюбова, М. Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского) и развлекательного — окончательно расходятся. В фельетон приходит углубленный анализ недостатков общественного устройства, ставится вопрос об ответственности каждого отдельного человека за эти недостатки. Информационность уходит на второй план, место ее занимает все более четко обозначаемая авторская позиция, личность фельетониста воплощается теперь прежде всего в сатирической, иронической интонации. В фельетон впервые приходит вторая, ассоциативная тема (простая многотемность остается в прошлом). К 90-м годам XIX века фельетон определился как жанр преимущественно сатирический с использованием иронии, гиперболических заострений, с ассоциативным развитием комической темы. На рубеже веков М. Горький внес много нового в развитие фельетонного жанра — возможность отбирать характерные факты современной действительности и обобщать их по-фельетонному, с сильным элементом сатирической образности, придавать им острое социальное звучание, высокий гражданский пафос, возможность переключения конкретных фактов в социально-типический план. В.М. Дорошевич в это же время использует самые различные жанровые разновидности, он имитирует трагедию, прибегает к форме новеллы, дневника, лекции, письма, стихотворения в прозе и т. п. Кроме того, с именем Дорошевича связано возникновение и такого классического в своем роде приема русского фельетона конца XIX — начала XX века, как «короткая строка».
Революция 1917 года коренным образом повлияла на дальнейшее развитие жанра. В изменившемся обществе перед жанром были поставлены совсем другие задачи, но существенную роль сыграло и то, что поступательное развитие фельетона было на какое-то время прервано. На газетную полосу пришел так называемый «маленький» фельетон, появление его было обусловлено целым рядом причин, которые мы отметили выше. «Маленький фельетон» стал необходимым этапом в истории развития жанра. Советский фельетон 20-х годов XX века вобрал, на наш взгляд, некоторые черты этой модификации жанра, а также обратился к традициям русского классического фельетона XIX века. Анализу основных черт и характерных свойств фельетона 20-х годов XX века, рассмотрению существовавших тогда теорий этого становившегося все более популярным жанра будет посвящен следующий параграф нашей главы.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |