Вернуться к М.С. Кривошейкина. Жанр фельетона в журналистском творчестве М.А. Булгакова (Период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»)

Введение

История отечественной журналистики содержит немало имен, до последнего времени незаслуженно изъятых из научно-теоретического обихода. Художественная проза М. Булгакова, Ю. Олеши, А. Зорича, Н. Погодина и других сегодня достаточно глубоко изучена, а их фельетоны 20-х годов XX века практически неизвестны читателю. Отдавая должное вкладу, внесенному в свое время этими талантливыми художниками в публицистику, необходимо признать, что работа этой разнохарактерной плеяды фельетонистов в периодической печати заслуживает всестороннего изучения.

Фельетон пользовался особой симпатией у советских читателей в 1920—1930-е годы. С его помощью создавалось впечатление особых, всепроникающих возможностей нашей журналистики. На фоне неприкрытой пропаганды, заметной сухости языка на страницах изданий тех лет фельетон как жанр выглядел особо привлекательным. Кроме того, не следует забывать, какую важную социальную роль играла советская журналистика, какой действенной силой она обладала, чему во многом способствовало использование жанра фельетона. Именно поэтому имена многих фельетонистов знали миллионы людей.

Советскую фельетонистику первого послереволюционного десятилетия чаще всего связывают с именем Кольцова. Не умаляя действительно большой роли, которую играл М. Кольцов в журналистике 20-х годов, заметим, однако, что в своих плодотворных попытках создать качественно новый фельетон он был не одинок. Бок о бок с Кольцовым в «Правде» работал А. Зорич, сыгравший значительную роль в развитии фельетона, в становлении его как жанра в 1920-е годы. Вошла в историю журналистики знаменитая плеяда молодых сатириков — «гудковцев» — В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров, И. Свэн (Кремлев), «Зубило» (Ю. Олеша), и др. Особое место среди них принадлежало М. Булгакову.

Что касается М. Булгакова, то его сотрудничество в двух крупных и столь разных изданиях того времени, как уже упомянутый «Гудок» и берлинская газета «Накануне», его фельетоны, опубликованные в них, редко удостаиваются внимания и специалистов, и широкой публики. Более того, художественно-публицистические выступления писателя, представляющие в большинстве своем замечательное явление в истории отечественной журналистики, в творческой биографии самого М. Булгакова, в силу определенных причин предаются сегодня незаслуженному забвению.

Во-первых, фельетоны оказались «затененными» «большой» художественной прозой писателя. Во-вторых, среди исследователей-литературоведов прочно утвердилось мнение об их несовершенстве. Публицистика Булгакова рассматривается как вторичная по отношению к его романам, повестям, пьесам.

М.О. Чудакова пишет: «Примитивно было бы думать, что в двадцатые годы был один единственный путь в литературу — через газетный фельетон. То, что могло быть и становилось хорошей школой для начинающих, имело совсем иное значение для такого литератора, каким был Михаил Булгаков в начале 1920-х годов. Если рассмотреть всю его работу этих лет в целом, легко увидеть, что в многочисленных фельетонах «Гудка» — не лаборатория его больших вещей, не предуготовление к большим замыслам, а скорее, наоборот, «отходы» от них, легкая эксплуатация уже найденного, уже с законченностью воплощенного в его повестях и в романе» (Чудакова М.О., 1987. С. 178).

Подобное мнение высказывает и В.И. Немцев: «Освоенный им (Булгаковым) в начале 20-х гг. жанр — скажем, фельетон — как чистая сатира, согласитесь, произведение невысокого эстетического звучания» (Немцев В.И., 1999. С. 64).

Такого рода оценки, на наш взгляд, во многом были вызваны тем, что сам писатель низко ценил собственную публицистику. В неоконченной повести «Тайному другу» Булгаков описывает процесс создания фельетона: «...сочинение фельетона строк в семьдесят пять — сто занимало у меня, включая сюда курение и посвистывание, от 18 до 22 минут. Переписка его на машинке, включая сюда и хихиканье с машинисткой, — 8 минут. Словом, в полчаса все заканчивалось...» (Булгаков М.А., 1989 (А). Т. 4. С. 119).

Тем не менее, журналистике Булгаков отдал 6 лет жизни. В период с 1921 по 1926 год писатель сотрудничал в газетах: «Торгово-промышленный вестник» (конец 1921 — середина января 1922 г.); «Гудок» (начало апреля 1922 — август 1926); «Накануне» (июля 1922 — июнь 1924). Кроме этого, Булгаков публиковал свои фельетоны и в газете «Известия», в «Красном журнале для всех», «Занозе», в журнале «Медицинский работник».

Оставаясь малоизученными, они лишаются и права быть частью творческого наследия Мастера. Об этом более чем красноречиво свидетельствует последнее «полное» собрание сочинений М. Булгакова в 8-ми томах. Составитель его, В.И. Лосев, пишет, что в Собрание «не включены лишь некоторые из их общего числа: прежде всего те, которые с уверенностью можно отнести к «вымученным» и незначительным и в которых авторство писателя почти никак не проявилось...» (Лосев В.И. // Булгаков М.А., 2002. Т. 1. С. 13). Заметим, что «некоторые» — это около восьмидесяти фельетонов из более ста (Б. Соколов указывает, что число гудковских фельетонов М. Булгакова равно 122. См.: Соколов Б., 1997. С. 170), опубликованных М. Булгаковым в «Гудке» с 1922 по 1926 гг. Сохраняя глубокое уважение к мнению В.И. Лосева, позволим себе не согласится с ним и с полной ответственностью заявить, что художественно-публицистические выступления писателя и в «Гудке», и в «Накануне» внесли значительный вклад в развитие «большого» (Ершов Л.Ф., 1977. С. 107) советского фельетона, непосредственным образом отразились на литературных творениях М. Булгакова. Сравнивать художественные произведения писателя и его журналистские материалы нам представляется неправомерным, так как, на наш взгляд, нельзя применять одинаковые критерии при сравнении художественной прозы и журналистских произведений. Пусть фельетоны М. Булгакова не стали столь значимой страницей в истории литературы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце» и другие, но в истории журналистики они являются выдающимися образцами жанра.

Работа в этих двух газетах занимала особое место в жизни и творчестве писателя. С «Гудка» началась журналистская деятельность Михаила Булгакова, а «Накануне» «принесла ему международную славу» (Миндлин Эм., 1968. С. 160) — свидетельствует один из его биографов.

Как известно, «Гудок» в 1920-е годы был не просто газетой советских железнодорожников, но и поистине уникальным изданием, объединившим талантливых молодых авторов. Первый номер его вышел в свет в декабре 1917 года, и с этого времени газета была в гуще событий. На ее полосах ярко освещалась жизнь железнодорожного транспорта. В ней работали авторы, многие из которых впоследствии стали гордостью отечественной журналистики и литературы. Кроме М. Булгакова, школу мастерства в стенах редакции «Гудка» прошли такие замечательные писатели, как Константин Паустовский, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров и др. Помимо самой газеты издавались приложения: «Смехач» (1924—1928 гг.), иллюстрированный ежемесячник «30 дней» (1925—1941 гг.), двухнедельный «Красный журнал». Материалы этих изданий с точностью отображали атмосферу времени, при этом использовались различные жанры: от фельетонов, высмеивающих бюрократов на местах, до «соленых» частушек, и все это выделяло газету из ряда многочисленных наркомовских изданий. Именно в такую редакцию и попал в 1922 году нуждающийся в постоянном заработке Михаил Булгаков. Начав с должности обработчика, или, иначе, литправщика, он уже к осени 1923 года стал штатным фельетонистом, публикую на страницах газеты 4—5 материалов в месяц. Как отмечает Л. Яновская, «с приходом в «Гудок» Булгаков обретал наконец какое-то прочное место в жизни. Он стал... «бытовым фельетонистом» «Гудка» (Яновская Л., 1983. С. 92). Параллельно начинающий журналист пишет большие очерки-фельетоны в газету «Накануне».

Ежедневная газета «Накануне» издавалась в Берлине русскими эмигрантами Ю.В. Ключниковым, Л.Г. Кирдецовым, Ю.Н. Потемкиным, П.А. Садыкером и др. (состав редакции в разное время менялся). В июле 1922 года была открыта московская редакция газеты. Задачей ее было ознакомление зарубежного русского читателя с жизнью и бытом Советской России, с перспективами ее развития. Московскими сотрудниками издания стали М. Булгаков, К. Федин, Вс. Иванов, В. Катаев, Ю. Слезкин, и др.

Нужно сказать, что журналистское наследие И. Ильфа, Е. Петрова, М. Кольцова, А. Зорича сегодня привлекает внимание исследователей. А что касается М. Булгакова, то интересные работы о его творчестве, появившиеся со времен «оттепели» (К. Симонова, О. Михайлова, А. Лакшина, А. Вулиса и др.) и до сегодняшнего дня (Е. Яблоков, Б. Соколов, О. Бердяева и др.) исследуют, как правило, лишь художественную прозу писателя.

Между тем, на наш взгляд, работа фельетонистом не была случайным, незначительным эпизодом в творческой биографии Михаила Булгакова. Об этом свидетельствует, в частности, то, что роман «Белая гвардия», опубликованный в 1924 году и хорошо принятый в старомосковской среде, совершенно не произвел впечатления на друзей писателя по «Гудку». На это указывают устные воспоминания Катаева. «Он был для нас фельетонистом, — повторял В. Катаев, — и когда узнали, что он пишет роман, — это воспринималось как какое-то чудачество... Его дело было сатирические фельетоны...» (Катаев В. // Воспоминания о Михаиле Булгакове, 1988. С. 127).

Фельетонное наследие Михаила Булгакова — это более 100 выступлений публициста в «Гудке» и цикл фельетонов-очерков (некоторые исследователи называют их «московскими хрониками» (Гудкова В., 1991. С. 263)) в «Накануне». Но, как правило, существование их лишь отмечается в научных трудах, посвященных творчеству М. Булгакова, а серьезных научных работ, целиком направленных на изучение этой части творческого наследия М. Булгакова, нет.

Еще в 1977 году Л.Ф. Ершов назвал М. Булгакова «крупнейшим представителем беллетризованного фельетона 20-х годов» (Ершов Л.Ф., 1977. С. 123) и посвятил гудковским сатирам художника несколько страниц своего исследования.

Монографии, посвященные собственно прозе М. Булгакова и выходившие с 1980-х годов (Л. Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова» (1983), М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988), В. Немцев «Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова» (1999), Е. Яблоков «Мотивы прозы Михаила Булгакова» (1997) и «Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова» (2002), В. Петелин «Жизнь Булгакова: дописать раньше, чем умереть» (2001), О. Бердяева «Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст» (2002) и другие), лишь констатируют фельетоны как факт творческой биографии художника или используют во многом автобиографичные накануньевские фельетоны-очерки для реконструкции того периода в жизни писателя, когда создавались «Белая гвардия», «Дьяволиада», «Записки юного врача».

Б. Соколов посвящает несколько статей своей «Булгаковской энциклопедии» двум гудковским фельетонам («Часы жизни и смерти» и «Лестница в рай») и нескольким накануньевским, но и этот исследователь рассматривает художественную публицистику Булгакова в основном с точки зрения влияния ее на все последующее творчество, и прежде всего на «закатный роман» «Мастер и Маргарита».

В диссертационном исследовании Д. Ковальчука «Художественная концепция личности в русской прозе 20—30-х годов XX века» (М.А. Булгаков, А.А. Фадеев) фельетоны М. Булгакова не рассматриваются как значимая и показательная часть творчества (Ковальчук Д.А., 1999).

В диссертационном исследовании Н. Белова «Явление диалогизации в ранней прозе М. Булгакова» автор рассматривает эту особенность булгаковской прозы в том числе и на примере двух фельетонов (Белов Н., 2004).

А. Петренко, рассматривая поэтику комического в сатирикоюмористической прозе М.А. Булгакова, в своем диссертационном исследовании «Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов: поэтика комического» привлекает и ряд фельетонов, но подвергает их опять-таки литературоведческому анализу (Петренко А.Ф., 2000).

Собственно журналистской деятельности писателя посвящено несколько статей Л. Кройчика, Е. Кухты и Е. Орловой, и пока не существует ни одной монографии или серьезной исследовательской аналитической работы по этой проблеме. Между тем, фельетонное наследие М. Булгакова, безусловно, интересно и важно прежде всего в силу того, что раскрывает новые яркие грани таланта этого замечательного писателя и представляет его видение такого неоднозначного жанра журналистики, как фельетон.

Наше обращение к изучению фельетонного наследия М.А. Булгакова обусловлено отсутствием на сегодняшний день полного системного и сравнительного анализа малых сатир, опубликованных в «Гудке» и «Накануне», их типологии, систематизации по идейно-тематическому содержанию, определения художественных особенностей публицистики писателя. Последние либо вообще не были обозначены (например, использование сказа как особого типа повествования в фельетоне, многообразие жанровых форм фельетонов М. Булгакова, полифоничность его малых сатир), либо не получили, на наш взгляд, широкого освещения (например, образ автора в фельетонах М. Булгакова).

Вопрос об идейно-тематическом своеобразии фельетонов М. Булгакова остается актуальным и по сей день. Общепризнанным является мнение, что художник освещал в основном внутренние темы. Но удивительное многообразие этих тем, отражавших многообразие явлений действительности 20-х годов XX века, которые подвергались глубокому обобщению в художественно-публицистических выступлениях писателя, до сих пор не исследовано.

Позиция журналиста, публиковавшего одновременно свои фельетоны в газете советских железнодорожников и газете берлинских эмигрантов, трактовалась и трактуется до сих пор по-разному, поэтому необходимо внести возможно предельную ясность в эту проблему, основываясь прежде всего на анализе образа автора в фельетонах и дневнике писателя.

Особый интерес для нас представляют те художественные средства, с помощью которых Булгаков создавал свои беллетризованные фельетоны: композиция, сатирические приемы (гротеск и гипербола), особая, ставшая отличительной чертой, речевая характеристика героев, фантастичность художественного мира, обращение к русской классической литературе, роль детали в малых сатирах писателя.

Эта тема представляется нам актуальной и в силу того, что жанр фельетона, имеющий богатую историю и обладающий огромной силой воздействия на аудиторию, сегодня незаслуженно забыт и практически ушел со страниц печати, из эфира радио и телевидения. Хотя, справедливости ради, нельзя не отметить использование в современных СМИ отдельных черт и приемов, свойственных сатирическому фельетону как жанру. Различного рода сатирические разоблачения и обличения, безусловно, встречаются сегодня. Однако здесь используются лишь «внешние» черты фельетона, так сказать, форма. Но суть фельетона не сводится лишь к раскрытию конкретных преступлений против общества, бытописанию или иронии, сарказму. Настоящий фельетон обобщает те или иные явления, исследует причины их возникновения в обществе, причем пытается повлиять на существующую действительность и нравы. Это высокое назначение фельетона как раз и забыто. Конечно, в современных СМИ, особенно в период многочисленных избирательных кампаний, значительное место отводится различным сенсационным разоблачениям и саркастическим нападкам на политических противников, но цели этих разоблачений слишком узки и очевидны. Фельетон же как целостная жанровая форма в чистом виде сегодня, к сожалению, практически не встречается.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточно полным освещением в исследовательских работах важных проблем журналистского творчества М. Булгакова: 1) идейно-тематическое своеобразие его фельетонов и фельетонов-очерков; 2) жанровая соотнесенность и характерные черты фельетонов «Гудка»; 3) жанровая соотнесенность «московских хроник» «Накануне»; 4) сравнительный анализ художественно-публицистических выступлений М. Булгакова в газетах «Гудок» и «Накануне».

Научная новизна данного исследования определяется тем, что фельетоны М.А. Булгакова до сих пор не подвергались системному анализу как произведения журналистики. В диссертации впервые осуществлен их сравнительный анализ и выявление характерных новаций, внесенных М. Булгаковым в рамки жанра «большого» советского фельетона.

Теоретическое значение работы состоит в разработке нового подхода журналистскому творчеству М. Булгакова, системном анализе фельетонов, опубликованных им в газетах «Гудок» и, «Накануне» и определении мировоззренческой позиции фельетониста, основанной на изучении образе автора журналистского текста.

Цель диссертации — осуществить системный анализ идейно-тематического своеобразия фельетонов М. Булгакова, опубликованных в «Гудке» и «Накануне» с точки зрения теории и истории отечественной журналистики, а также определить типологию и жанровые особенности фельетонов и фельетонов-очерков, обозначить новаторство Булгакова в рамках этого художественно-публицистического жанра.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Рассмотреть явление «большого» фельетона 1920-х годов в истории отечественной журналистики, определить его характерные черты.

2. Проанализировать и систематизировать тематическое многообразие фельетонов М. Булгакова, опубликованных в «Гудке» и «Накануне».

3. Определить позицию автора — сотрудника газет «Гудок» и «Накануне».

4. Исследовать жанровую соотнесенность и особенности художественных средств, использованных в беллетризованных фельетонах.

Материалом исследования стал ряд фельетонов М. Булгакова, опубликованных в газете «Гудок» в период с 1923 по 1926 годы (восемьдесят семь) и цикл фельетонов-очерков, опубликованных в «Накануне» (двадцать).

Для максимально точного определения позиции Булгакова — фельетониста мы привлекаем письма и дневник писателя «Под пятой» (1922—1925 гг.).

Методологические основы и источники диссертации.

Общеметодологической базой осуществленного в работе анализа малых сатир Булгакова с целью выявления идейно-тематических и жанровых особенностей явились исследования историков и теоретиков журналистики Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного, Г.В. Лазутиной, Е.И. Журбиной, Б.И. Есина, А.В. Западова, а также литературоведов В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, Л.Ф. Ершова.

Методы исследования представляют собой сочетание историко-журналистского и сравнительно-типологического подходов.

При анализе публицистических текстов применяется также элементы контент-анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

• «Большой» советский фельетон является одним из этапов поступательного развития жанра фельетона в отечественной журналистике.

• Систематизация и сравнительный анализ фельетонов М. Булгакова.

• опубликованных в газетах «Гудок» и «Накануне», по тематическому содержанию привел к доказательной формулировке следующих выводов:

А) многоаспектность «большой» темы фельетонов «Гудка»;

Б) специфика использования ассоциативной темы в фельетонах «Гудка» состояла в стремлении автора обозначить собственную позицию, а не в повышении эффективности воздействия на целевую аудиторию;

В) «большая» тема в фельетонах «Накануне» стала циклообразующей, практически не пересекалась с «большой» темой фельетонов «Гудка», ассоциативная тема отсутствовала;

• Идейное содержание фельетонов «Гудка» и «Накануне» явилось отражением неоднозначной мировоззренческой позиции М. Булгакова и различного восприятия автором целевой аудитории двух изданий, что повлияло на тематическое и жанровое своеобразие фельетонов.

• Выступления М. Булгакова в «Гудке» представляют собой беллетризованные сатирические фельетоны. Творчески интерпретируя достижения фельетонного жанра XIX — начала XX века, а также черты классических эпических, лирических и драматических жанров художественной литературы, М. Булгаков в фельетонах «Гудка» использовал многообразные формы: транспортный рассказ, рассказ-фотография, история в документах, дневник, письмо, любовный роман, уголовный роман, пьеса, монолог, диалог, поэма в стихах. Фельетон-сцена стал новаторством М. Булгакова в жанре фельетона. Фельетоны «Накануне» представляют собой цикл фельетонов-очерков.

По теме диссертационной работы опубликованы следующие работы (общим объем 3,0 п. л.):

1. Кривошейкина М.С. Фельетоны М. Булгакова // Масс-медиа. Литература. Действительность. — Тверь, 2002. — С. 95—105;

2. Кривошейкина М.С. К вопросу об особенностях мировоззрения и гражданской позиции М. Булгакова-публициста // Масс-медиа. Литература. Действительность. — Тверь, 2003. — С. 14—23;

3. Кривошейкина М.С. Функции заголовочного комплекса в гудковских фельетонах М. Булгакова // Слово. Выпуск 2. — Тверь, 2004. — С. 234—239.

4. Кривошейкина М.С. Профессиональный анализ журналистского текста: Учебно-методическое пособие. — Тверь, 2003. — 20 с.

Практическое применение. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по истории отечественной журналистики, теории жанров, а также при разработке спецкурсов «Журналистское творчество М. Булгакова», «Жанр фельетона в отечественной журналистике». Материалы диссертации нашли свое применение в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам отечественной журналистики 20-х годов XX-го века, по проблемам художественно-публицистических жанров в теории журналистики, а также используются автором в рамках дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста».

Исследовательские результаты прошли апробацию в 3 докладах на заседаниях кафедры журналистики Тверского государственного университета, на научно-практической конференции по проблемам современной журналистики в г. Воронеже в ноябре 2003 г.