1.3.1. Эмоция как составляющая языковой личности
Человек запечатлевает не только свой образ, свой физический облик в языке, но и находит отражение своему внутреннему состоянию, выражает свои эмоции, интеллект, своё отношение к предметному и непредметному миру. Арутюнова говорит, что «лексикон внутреннего мира является плодом словесного творчества» [Арутюнова, 2001, с. 7].
Эмоция, выраженная жестом или вербально (или описанная в художественном тексте), может многое сказать специалисту, так как она отражает психическое состояние индивида, его мотивы, внутренний мир.
Существует много исследований, посвященных анализу эмоций. Их рассматривают с точки зрения фактов, представленных физиологией, психологией, медициной, в зависимости от философских и логических позиций авторов исследований [Выготский 1958, Шингаров 1971 Якобсон 1973, Леонтьев 2005, Немов 1999, Рубинштейн 1999].
В художественном произведении автор отражает не только действительность, но и духовную жизнь своего героя. В.П. Белянин говорит, что в писателе мы должны признавать не только рассказчика, но и психолога, интерпретатора поведения других людей в соответствии со своими ценностными ориентирами [Белянин, 1988, с. 20]. Любой поступок, эмоциональная реакция на него персонажа важна для общего содержания художественного текста.
Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха) значимость действующих на индивида явлений для осуществления его жизнедеятельности [Психологический словарь, 1983, с. 411].
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эти эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции, аффекты, чувства, переживания составляют эмоциональную сферу личности. Она становится одним из регуляторов поведения человека, источником выражения собственных мыслей и переживаний. Главная функция эмоций состоит в том, что с их помощью люди лучше понимают друг друга, появляется возможность, не пользуясь речью, воспринимать состояние другого человека.
Наиболее часто синонимом слова «эмоция» используется понятие «чувство». Чувство — одно из наиболее ярких появлений переживаний человека. Оно развивается на базе эмоции и имеют временную характеристику. Некоторые из них можно измерить часами, другие днями, месяцами, годами или они могут длиться всю жизнь (например, чувство долга или патриотизм).
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально и психологически. Это непосредственное отражение переживания, а не их рефлексия. Чувства — продукт культурно-исторического развития, они связаны с определёнными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Если эмоции относительно слабо внешне проявляются, иногда вообще не различимы для постороннего лица, то чувства человека внешне всегда заметны.
Понятие «переживание» шире, чем «эмоция». Оно проявляется не только в форме эмоций, но и в форме потребности. Переживание выражается как удовольствие или неудовольствие, возбуждение или успокоение. Переживание носит длительный характер и часто не имеет выраженного внешнего проявления [Немов, 2005, с. 160].
В данном исследовании мы будем рассматривать эмоции как категорию, характеризующую ЯЛ персонажа литературного текста на вербально-семантическом уровне и на уровне тезауруса (лексика, включаемая в эмоциональный концепт) и также на уровне прагматикона, так как эмоции отражают потребности и мотивы личности.
Способы выражения некоторых эмоций являются врождёнными (плач), другие приобретаются в процессе обучения и воспитания. Наиболее ярким примером может служить жест как способ культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и отношения человека к чему-либо. Эмоции обладают экспрессивной и коммуникативной функцией. Их особенность состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам, в действительности.
Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации появляется особый вид эмоциональных процессов — аффект.
Аффекты возникают в экстремальных ситуациях, связаны с определённым раздражителем и всегда имеют определённую направленность. В отличие от эмоции, аффект обладает большей силой, он сопровождается потерей контроля над своей деятельностью. Благодаря особенностям протекания аффекта, он тормозит все другие психические процессы [Большая советская энциклопедия, 1978, с. 169]. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными изменениями в организме или двигательными реакциями. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения. А.Н. Леонтьев говорит, что аффекты воспринимаются субъектом как состояния, происходившие «во мне», а эмоции — как состояния моего «я» [Леонтьев, 1971, с. 180].
В психологии нет единого терминологического разграничения в употреблении понятий «эмоция», «чувство», «аффект», «ощущение». Мы, следуя терминологической традиции отечественных лингвистов-эмотиологов [Фомина, 1996; Шаховский, 1988 и др.], будем использовать термин «эмоция» как собирательное понятие.
Эмоции неотделимы от личности. С.Л. Рубинштейн считает, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Учёный обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщённые мировоззренческие чувства. К первой сфере относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определённым предметом, занятиями, отдельными видами деятельности. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, к людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям [Рубинштейн, 1989, с. 147—182].
Люди в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Больше всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств их содержанию и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.
В эмоциях и способе их проявления отражаются физическое и психологическое состояния человека. Здоровый человек, у которого удовлетворены основные жизненные потребности, испытывает удовлетворенность; человек, потребности которого не реализуются, испытывает неудовлетворенность. Удачно выполненное действие вызывает приятные эмоции, а неудачи сопровождаются отрицательными эмоциональными переживаниями. Анализируя психический процесс, поведенческий акт — мы везде можем обнаружить их тесную связь с эмоциями. Следовательно, эмоции — необходимая составляющая любых проявлений жизни.
Эмоции отражают характер протекания различных жизненных процессов. Они управляют этими процессами, активизируя или замедляя их в зависимости от их типа (под жизненными процессами мы понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека).
Кроме простейших эмоций, присущих многим живым существам: страх, ярость и другие, у человека есть и более сложные эмоции, связанные с тем, что он приобретает в жизни. Человеку присущи настроения, аффекты, чувства, страсти и эмоции. Страсти, стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет чувства и потребности человека, делает его ограниченным в своих устремлениях, а стресс может обладать разрушающим действием на психику и на состояние здоровья.
1.3.2. Функции эмоций
Эмоциональные переживания — это результат отражения в сознании объективно существующих явлений (событий, фактов и т. п.).
Регуляторная (или регулятивная) функция многими психологами признается первичной, определяющей все другие. Польский учёный Я. Рейковский, полагает, что эмоции «регулируют действия человека; то, как эти действия будут совершаться, зависит от актуального сочетания эмоциональных сил». [Рейковский, 1979, с. 7].
Когнитивная функция эмоций человека также относится многими исследователями к числу важнейших [Изард, 1980; Лурия, 1984; Калашник, 1984]. Познание окружающего мира не протекает беспристрастно, не оценочно, без эмоций. В.И. Шаховский пишет, что первоначально мысль может возникать именно в форме эмоционального образа, формирующегося до её речевой выраженности [Шаховский, 1988, с. 59].
Для нашего исследования важно понимать, что с помощью эмоций окружающий человека мир отражается в сознании индивида, регулируется ими и познаётся. Благодаря наличию данных функций мы можем составить представление о мотивах, и следовательно, о прагматиконе ЯЛ, проанализировав её психо-эмоциональную составляющую.
1.3.3. Способы вербализации эмоций
Много современных исследований связано с характеристикой эмоциональной картины мира, с анализом категории эмотивности (Ю.Д. Апресян, Е.Ю. Мягкова, В.И. Шаховский), а также эмоциональных концептов.
Ю.Д. Апресян выделяет пять фаз в развитии эмоций:
1. Причина возникновения эмоции — чаще физическое или ментальное восприятие положения вещей.
2. Непосредственная причина эмоции (интеллектуальная оценка этого положения вещей как желательного или нежелательного для субъекта).
3. Сама эмоция, вызванная положением вещей, и оценкой этого положения вещей.
4. Желание продлить или удалить причины, которые вызывают эмоцию.
5. Внешнее проявление эмоции [см. Апресян, 1995].
Все эти фазы эмоции находят отражение в языке.
Психолог П.М. Якобсон полагал, что «...процесс осознания чувств непременно предполагает его обозначение, название его соответствующим словом; только в этом случае испытываемое чувство может быть осознано» [Якобсон, 1956, с. 41]. Языковая избирательность, свойственная тому/иному культуроносителю (термин Д.С. Лихачёва) при вербализации конкретного фрагмента мира, в значительной мере детерминируется культурной релевантностью последнего.
Лексема — это важнейшее средство вербального оформления эмоции. Сложность в описании природы эмоций, а также их абстрактность зависит от способа их восприятия. Эмоции в тексте выражаются на всех уровнях языка с помощью фонетических, лексических, грамматических средств. Для нас наиболее важным является лексический уровень как отражение лексикона языковой личности, также в исследовании мы рассматриваем и другие уровни языка для создания более полной характеристики ЯЛ.
Анализ способа выражения личностью своего эмоционального состояния или отдельных характеристик эмоции (например, анализ просодии или интонации) позволяет исследователям делать выводы о связи способа выражения эмоций и психотипа человека. В работе Е.А. Харьковской делается, например, такой вывод, что интроверты в большей степени склонны к паузации речи [Харьковская, 1980]. «У лиц с тормозно-инертным складом психического регулирования преобладает монотонность с малым диапазоном тональных вариаций; в речи имеют место недостаточная тональная выразительность, нарушение ритма, замедленный темп, удлинение пауз. У возбудимо-подвижных индивидов речь разнообразно и богато интонирована, с высоким, но неустойчивым темпом» [Замалетдинов, Богдашевский, 1978, с. 101]. Влияние эмоциональных факторов на речевое поведение (экстремальные ситуации) исследовано в работе В.А. Попова, отмечавшего, что эмоция страха в стрессовой ситуации отражается в соответствующих формах речевого поведения [см. В.А. Попов, 1978]. Речь, абсолютно лишённая эмоциональной составляющей может квалифицироваться как один из признаков психического нездоровья человека.
1.3.4. Классификация эмоций
Эмоциональные переживания отражают восприятие личностью окружающих явлений и ситуаций.
В современной науке нет общепринятой классификации эмоций. Эмоции, которые чётко обнаруживаются и определяются, называются стандартными или фундаментальными [Изард, 1999; Вержбицкая, 2001]. Они объединяют в себе многообразие эмоциональных процессов и состояний. Из предложенных К. Изардом девяти фундаментальных эмоций, для нас наиболее интересны те эмоции, которые наиболее ярко предстают на страницах произведений М.А. Булгакова и характеризуют языковые личности его персонажей, к ним относятся: радость, печаль/горе, гнев, страх, ужас, стыд, удивление, отвращение, презрение.
В русском языке существует много слов, обозначающих различные психические состояния, связанные с появлением эмоций. В нашей работе рассматриваются наиболее характерные виды эмоциональных проявлений, свойственные персонажам произведений 20-х годов XX века М.А. Булгакова. Особое внимание уделяется силе эмоционального состояния (испуг — паника — ужас), его содержанию, предмету, с которым соотнесено это состояние, языковым особенностям, характеризующим эмоцию, авторским комментариям. Не всегда можно чётко определить эмоциональное состояние персонажа художественного произведения, часто одна эмоция наслаивается на другую, возникает сложное состояние (страх и радость, страх и тоска).
Характеристика языковой личности строится на рассмотрении трёх уровней её организации (лексикон, тезаурус, прагматикон) [см. Ю.Н. Караулов, 2006]. Художественного текста обычно достаточно для анализа первых двух уровней. Для рассмотрения прагматикона исследователи используют экстралингвистические данные о рассматриваемой личности. Данный подход не продуктивен для анализа ЯЛ персонажа. В большей степени подходит способ характеристики прагматикона через эмоциональную составляющую личности и рассмотрение мотивационной сферы. Также на основе анализа фундаментальных эмоций персонажами художественных текстов, созданных в 20-х годах XX века М.А. Булгаковым, можно выделить психотипы, которые отражает писатель в своих героях, формируя их языковые личности.
Исследователи категории «языковая личность» выделяют, как более крупную единицу анализа, чем конкретная ЯЛ, — «тип языковой личности». К.Ф. Седов в своей работе «Становление дискурсивного мышления языковой личности» пишет: «Одна из наиболее насущных задач, которые стоят перед современной антропоцентрической лингвистикой, — создание типологии языковых личностей, способной отражать индивидуальные особенности речевого поведения носителей языка» [Седов, 1999, с. 3].
Основаниями для выделения типов ЯЛ могут быть разные показатели. В.Е. Гольдин и О.Б. Сиротинина разделяют носителей языка по разным типам в соответствии с вариантами внутринациональных речевых культур: носитель элитарной речевой культуры, среднелитературной, литературно-разговорной фамильярно-разговорной, просторечной, народно-речевой, профессионально-ограниченной [Гольдин, Сиротинина, 1993].
Н.В. Орлова на основе анализа речевого жанра «отзыв» обнаруживает три типа языковых личностей — фатический, рационально-аналитический и эстетический [Орлова, 1999, с. 235]. Она выделяет типы ЯЛ исходя из особенностей языковой коммуникации, её уровней, форм и ситуаций, коммуникативных ролей и предпочтений участников общения, их коммуникативных и психологических установок и намерений.
К фатическому типу относятся люди, стремящиеся к сокращению дистанции во взаимоотношениях между коммуникантами. У данных ЯЛ преобладает фатическая (направленная на коммуникативный контакт, на общение ради самого общения) функция языка. Фатические личности часто игнорируют или ослабляют информативную сторону дискурса, для них важнее само общение, а не его содержание или обмен информацией. В речевом плане, в выборе жанров речевого общения фатические ЯЛ предпочитают стиль дружеского общения.
Рационально-аналитический тип характеризует человека, который мотивирует свои оценки речевой ситуации. Данный тип тяготеет к рассуждению. Для рационально-аналитических ЯЛ характерен усиленный интерес к информативной стороне общения, эмоции представлены редко или же совсем отсутствует.
Эстетический тип свойствен людям, которых отличает безразличие к употреблению нормы в процессе коммуникации. Они игнорируют адресата, ориентируются на свой внутренний мир и свои переживания. Языковая форма для эстетической ЯЛ важнее содержания. Они активно используют языковые игры.
В работах К.Ф. Седова отражён другой подход к типизации языковых личностей. Он рассматривает в соответствии с тремя типами речевого поведения три типа языковых личностей:
1. Инвективный тип. Для личностей данного типа характерна пониженная семиотичность (наделение особой значимостью всякой, с точки зрения стороннего наблюдателя мелочи). Все эмоции инвективная ЯЛ проявляет в прямой, непосредственной форме. Для её речи характерно большое количество эмоционально-экспрессивной и оценочной лексики.
2. Куртуазный тип. Для речевого поведения данного типа характерно тяготение к этикетизации речи.
3. Рационально-эвристический тип. Его речевое поведение этой опирается на рассудочность, здравомыслие. Он проявляет отрицательные эмоции в непрямых, косвенных формах. ЯЛ данного типа выражает оценку в логической, рассудочной форме.
К.Ф. Седов дополняет и изменяет данную классификацию и за основу типологии берёт принцип, сформулированный им как «доминирующая установка по отношению к участникам общения» [Седов, 1999, с. 22—23].
Он выделяет следующие типы языковой личности, основываясь на этом критерии:
1. Конфликтный тип. Данный тип «демонстрирует установку на себя». Здесь выделяется два подтипа «конфликтный агрессор» и «конфликтный манипулятор».
Конфликтный агрессор показывает по отношению к собеседнику открытую враждебность, видя в нём конкурента. Конфликтный манипулятор видит в своём собеседнике объект манипуляции.
2. Центрированный тип. Данному типу присуща установка на себя и игнорирование партнёра по коммуникации. К.Ф. Седов также выделяет два подтипа (по аналогичному принципу): «активно-центрированный» и «пассивно-центрированный».
3. Кооперативный тип. Данный тип ЯЛ имеет одновременную установку на себя и партнёра по коммуникации. Выделяются два подтипа: «кооперативно-конформный» и «кооперативно-актуализаторский»
Перечисленные типы языковых личностей показывают иерархию коммуникативной компетенции участников речевого взаимодействия.
Представленные типологии языковых личностей во многом соотносятся и дополняют друг друга.
В своём исследовании ЯЛ персонажей художественных текстов мы будем ссылаться на перечисленные выше классификации. Основным параметром для выделения типов языковых личностей персонажей для нас являются психотипы, выделенные К. Леонгардом, так как основным подходом для анализа прагматикона ЯЛ мы выбрали анализ эмоциональной составляющей личности [см. Леонгард 1989].
1.3.5. Определение эмоционального концепта
Впервые термин «концепт» в нашем языковедении был использован С.А. Аскольдовым (псевдоним С.А. Алексеева) в статье «Слово и концепт», опубликованной в журнале «Русская речь». Дальнейшее развитие и изучение данной категории осуществляется в трудах таких лингвистов, как Ю.С. Степанов и Д.С. Лихачёв и многих других.
О структуре концепта Ю.С. Степанов говорит, что в себя он включает следующие компоненты: «основной, актуальный признак», «дополнительный, или несколько дополнительных» и «внутреннюю форму», не осознаваемую носителями языка и «запечатлённую во внешней, словесной форме» [Степанов 1997, с. 44].
Д.С. Лихачёв в своей работе «Концептосфера русского языка» говорит: «В отличие от С.А. Аскольдова я полагаю, что концепт существует не для самого слова, а во-первых, для каждого основного (словарного) значения слова отдельно и, во-вторых, предлагаю считать концепт своего рода «алгебраическим» выражением значения («алгебраическим выражением» или «алгебраическим обозначением»), которым мы оперируем в своей речи, ибо охватить значение во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его (в зависимости от своего образования, личного опыта, принадлежности к определённой среде, профессий и т. д.)» [Лихачёв, 1997, с. 281].
В «Словаре когнитивных терминов» Е.С. Кубрякова пишет: «Концепт — это скорее посредник между словами и экстралингвистической действительностью и значение слова не может быть сведено исключительно к образующим его концептам. Правильнее было бы, наверно, говорить о концептах как соотносительных со значением слова понятиях. Значением слова становится концепт, схваченный знаком» [Кубрякова, 1996, с. 92].
Для нас применение концепта для характеристики эмоциональной сферы языковой личности обусловлено тем, что концепт культурно и национально обусловлен, следовательно, является отражением экстралингвистических сведений, и вербализован (обычно лексически, либо фразеологически).
В.И. Карасик говорит, что концепт состоит из трёх компонентов — понятийного, образного и ценностного [Карасик, 1996, с. 3—16]. Это даёт возможность для характеристики ЯЛ, обращающейся к данному концепту.
Д.С. Лихачёв концепты разделяет на группы: универсальные, например, «смерть», «жизнь»; этнические, например, «Родина», «интеллигенция»; групповые, например, «сцена» для актёра и зрителя; индивидуальные, они зависят от личного опыта, системы, ценностей конкретного человека [Лихачёв, 1997, с. 284—285].
Совокупность концептов, как говорит Д.С. Лихачёв, образует концептосферу [Лихачёв, 1997, с. 282]. Концептосфера эмоций является совокупностью множества вербализованных на лексическом и фразеологическом уровнях эмоциональных концептов (ЭК). Они состоят друг с другом в сложных смысловых и функциональных отношениях и включают в себя понятие, образ и оценку.
Обозначая эмоции, человек придаёт им собственное содержание в форме определённых эмоциональных представлений или когнитивных образах, при этом важна значимость воспринимаемых окружающих лиц, предметов, явлений и событий.
Представления человека о его внутреннем мире, об окружающей действительности составляют эмоциональную концептосферу, которая складывается из системы эмоциональных концептов (ЭК).
Вербальное выражение эмоций используются при их осознанном выражении или описании, т. е. при «словесных показаниях говорящего о своём внутреннем мире» [Яковлева, 1994, с. 256].
Системные исследования эмоциональных концептов мы находим в работах таких исследователей, как М.К. Голованивская (базовые эмоции в русском и французском языке), С.Г. Воркачёв (о концепте «Любовь»), Н.А. Красавский (изучения основных эмоциональных концептов русского и немецкого языков). Последнее исследование во многом интересно для нашей работы, так как в нём проанализированы ЭК некоторых базовых эмоций, дана характеристика с точки зрения употребления всех лексем, относящихся к семантическому полю эмоции в русском и немецком языках. В своей работе мы будем делать ссылки на монографию Ю.Н. Красавского «Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультуре», так как, на наш взгляд, в этой работе наиболее полно представлены ЭК страх, радость, печаль, гнев и их структура [Красавский, 2008].
Вслед за Н.А. Красавским, мы понимаем эмоциональный концепт как «этнически, культурно обусловленное, сложное структурно-смысловое, ментальное, как правило, лексически и/или фразеологически вербализованное образование, базирующееся на понятийной основе, включающее в себя помимо понятия, образ, культурную ценность, и функционально замещающее человеку в процессе рефлексии и коммуникации предметы (в широком смысле слова) мира, вызывающие пристрастное отношение к ним человека» [Красавский, 2008, с. 54].
Эмоциональный концепт культурно обусловлен. Мы можем увидеть различную наполненность концепта при различных социальных и исторических условиях в отдельном обществе на определённом этапе его развития.
Также ЭК определяется традициями, обычаями, нравами, особенностями быта, людей данного общества.
«Эмоциональный концепт базируется на эмоциональном понятии, он включает его в себя» [Красавский, 2008, с. 65]. В основе эмоциональных понятий лежит оценка, что позволяет рассмотреть ценностные ориентиры языковой личности. «Глубина понимания человеком психических феноменов, разная степень проникновения человеческого мышления в их сущность находит своё выражение в названных разнотипных ЭК» [Красавский, 2008, с. 65].
Эмоциональный концепт — это само понятие, а также оценка человеком данного понятия и ассоциируемые с ним образы. Основу ЭК составляет сама эмоция. Ее название есть номинация и самого концепта.
В целом, описание и анализ эмоциональной составляющей личности, и ЭК в частности, позволяет дать характеристику сразу по всем уровням организации ЯЛ: лексикон, тезаурус, прагматикон.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |