Такая классификация персонажей произведений М.А. Булгакова, основанная на особенностях их стиля общения с другими героями, способа проявления эмоций, отражает и языковую специфику реализации образа.
Формальным показателем языковой личности является вербально-семантический уровень языка. Каждый персонаж отбирает языковые средства не только в соответствии с условиями коммуникации, но и опираясь на особенности собственного характера, эмоционального склада.
Основные выводы по особенностям реализации психологических типов на страницах художественных произведений М.А. Булгакова 20-х годов XX века представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Особенности психотипов персонажей художественных произведений М.А. Булгакова 20-х годов XX века.
Психотип | Персонаж | Особенности типа | Ведущие эмоции | Языковые средства |
Экстравертированный тип | Молодые герои (молодой врач, из «Записок юного врача», Николка из «Белой гвардии» и др)
В «Собачьем сердце» Доктор Борменталь |
Контактность, открытость для любой информации, редко вступают в конфликты, уступают лидерство другим, готовность выслушать, исполнительность, подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков | Страх (тревога), волнение, смущение | Экспрессивно окрашенные слова, синтаксис — обилие междометий, вводные слова, диалогичность внутренней речи |
Интровертированный тип | В «Белой гвардии» Алексей Турбин, полковник Най-Турс, полковник Малышев
В «Собачьем сердце» профессор Преображенский |
Низкая контактность, замкнутость, склонность к философствованию отстаивание своей позиции, упрямство, наличие твёрдых убеждений, принципиальность, круг общения этих персонажей: семья, несколько близких друзей | Гнев, страх (за родных) | Эмоционально-экспрессивная лексика, разговорные и просторечные слова, глаголы движения; в синтаксисе — обилие вводных слов и обращений |
Демонстративный тип | В «Белой гвардии» Тальберг и Василиса
В «Собачьем сердце» — П.П. Шариков |
Лёгкость в установлении контактов, стремление к лидерству, жажда власти, приспособляемость эгоизм, лицемерие, провоцирование, конфликтов, обходительность, артистичность, самоуверенность | Страх (за себя) | Обилие абстрактной лексики и речевых штампов, восклицательная интонации в предложении |
Экзальтированный тип | В «Белой гвардии» Шервинский, Мышлаевский
В «Собачьем сердце» пес Шарик |
Высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность | Гнев, радость, страх | Слова просторечного разговорного стиля, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синтаксис — бессоюзные сложные предложения |
Эмотивный тип | В «Белой гвардии» Елена | Немногословность, доброта, чрезмерная чувствительность, иногда слезливость, сострадательность, радость чужим успехам, обостренная потребность заботы о ком-то, исполнительность | Страх (за других), радость, стыд/смущение
Гнев = возмущение |
Активное использование частиц, синтаксис — односоставные предложения и повторы |
Тревожный тип | В «Белой гвардии» Лариосик | Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, дружелюбие, самокритичность, исполнительность | Стыд, смущение, страх (тревожность) | Использование высоких, книжных экспрессивных слов, в синтаксисе — сложность синтаксических конструкций, обилие пауз и восклицаний |
Герои произведений М.А. Булгакова с экстравертированным типом характера употребляют в своей речи экспрессивно окрашенные слова, часто для выражения эмоций используют междометия. Своё волнение или страх передают через обилие вводных слов и диалогичность внутренней речи. В речи персонажей с интровертированным типом характера присутствуют разговорные и просторечные слова, глаголы движения, эмоционально-экспрессивная лексика. Демонстративный тип характера в произведениях М.А. Булгакова отличает язык, наполненный абстрактной лексикой, речевыми штампами, конструкциями с восклицательной интонацией. Речь героев, обладающих экзальтированным психотипом, сложная по своей структуре, в ней много распространённых предложений с разными видами связи. Язык персонажей эмотивного типа характеризуется употреблением различных частиц, на уровне предложения мы видим много повторов. Для создания образа персонажа с таким психотипом М.А. Булгаков прибегает к использованию внеязыковых характеристик: поза, жест, выражение глаз. Тревожный тип характера у писателя отличается на лексическом уровне использование высоких, книжных, экспрессивно окрашенных слов. Речь прерывиста, в ней много пауз, восклицаний.
Каждый тип характера, отражённый в конкретном персонаже, обладает рядом стилистических отличий, которые проявляются практически на каждом уровне языка, наиболее ярко — на лексическом и синтаксическом.
Подобная классификация позволяет взглянуть на языковую личность персонажа с точки зрения его психо-эмоциональных особенностей, перейти от рассмотрения языковых особенностей, лексикона, тезауруса, к анализу ценностных критериев и ориентиров личности, её прагматикона.
Таким образом, анализ языка определённого психотипа в произведениях М.А. Булгакова, в основе которого лежит рассмотрение способа выражения эмоций конкретным персонажем, отражает прагматикон, мотивационный уровень языковой личности героя литературного произведения. Из текста художественного произведения нам видны деятельностно-коммуникативные потребности персонажа. Духовно-ценностные ориентиры же выявляются через анализ вербально-семантического уровня ЯЛ и её эмоционального склада. Анализ психотипа, языковых средств выражения эмоций осуществляет переход от ЯЛ персонажа к рассмотрению всего многосложного художественного образа, в основе которого лежит духовный мир этой личности.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |