Вернуться к А.А. Смирнова. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека (на материале произведений М.А. Булгакова)

Выводы по главе 3

Такая классификация персонажей произведений М.А. Булгакова, основанная на особенностях их стиля общения с другими героями, способа проявления эмоций, отражает и языковую специфику реализации образа.

Формальным показателем языковой личности является вербально-семантический уровень языка. Каждый персонаж отбирает языковые средства не только в соответствии с условиями коммуникации, но и опираясь на особенности собственного характера, эмоционального склада.

Основные выводы по особенностям реализации психологических типов на страницах художественных произведений М.А. Булгакова 20-х годов XX века представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Особенности психотипов персонажей художественных произведений М.А. Булгакова 20-х годов XX века.

Психотип Персонаж Особенности типа Ведущие эмоции Языковые средства
Экстравертированный тип Молодые герои (молодой врач, из «Записок юного врача», Николка из «Белой гвардии» и др)

В «Собачьем сердце» Доктор Борменталь

Контактность, открытость для любой информации, редко вступают в конфликты, уступают лидерство другим, готовность выслушать, исполнительность, подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков Страх (тревога), волнение, смущение Экспрессивно окрашенные слова, синтаксис — обилие междометий, вводные слова, диалогичность внутренней речи
Интровертированный тип В «Белой гвардии» Алексей Турбин, полковник Най-Турс, полковник Малышев

В «Собачьем сердце» профессор Преображенский

Низкая контактность, замкнутость, склонность к философствованию отстаивание своей позиции, упрямство, наличие твёрдых убеждений, принципиальность, круг общения этих персонажей: семья, несколько близких друзей Гнев, страх (за родных) Эмоционально-экспрессивная лексика, разговорные и просторечные слова, глаголы движения; в синтаксисе — обилие вводных слов и обращений
Демонстративный тип В «Белой гвардии» Тальберг и Василиса

В «Собачьем сердце» — П.П. Шариков

Лёгкость в установлении контактов, стремление к лидерству, жажда власти, приспособляемость эгоизм, лицемерие, провоцирование, конфликтов, обходительность, артистичность, самоуверенность Страх (за себя) Обилие абстрактной лексики и речевых штампов, восклицательная интонации в предложении
Экзальтированный тип В «Белой гвардии» Шервинский, Мышлаевский

В «Собачьем сердце» пес Шарик

Высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность Гнев, радость, страх Слова просторечного разговорного стиля, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синтаксис — бессоюзные сложные предложения
Эмотивный тип В «Белой гвардии» Елена Немногословность, доброта, чрезмерная чувствительность, иногда слезливость, сострадательность, радость чужим успехам, обостренная потребность заботы о ком-то, исполнительность Страх (за других), радость, стыд/смущение

Гнев = возмущение

Активное использование частиц, синтаксис — односоставные предложения и повторы
Тревожный тип В «Белой гвардии» Лариосик Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, дружелюбие, самокритичность, исполнительность Стыд, смущение, страх (тревожность) Использование высоких, книжных экспрессивных слов, в синтаксисе — сложность синтаксических конструкций, обилие пауз и восклицаний

Герои произведений М.А. Булгакова с экстравертированным типом характера употребляют в своей речи экспрессивно окрашенные слова, часто для выражения эмоций используют междометия. Своё волнение или страх передают через обилие вводных слов и диалогичность внутренней речи. В речи персонажей с интровертированным типом характера присутствуют разговорные и просторечные слова, глаголы движения, эмоционально-экспрессивная лексика. Демонстративный тип характера в произведениях М.А. Булгакова отличает язык, наполненный абстрактной лексикой, речевыми штампами, конструкциями с восклицательной интонацией. Речь героев, обладающих экзальтированным психотипом, сложная по своей структуре, в ней много распространённых предложений с разными видами связи. Язык персонажей эмотивного типа характеризуется употреблением различных частиц, на уровне предложения мы видим много повторов. Для создания образа персонажа с таким психотипом М.А. Булгаков прибегает к использованию внеязыковых характеристик: поза, жест, выражение глаз. Тревожный тип характера у писателя отличается на лексическом уровне использование высоких, книжных, экспрессивно окрашенных слов. Речь прерывиста, в ней много пауз, восклицаний.

Каждый тип характера, отражённый в конкретном персонаже, обладает рядом стилистических отличий, которые проявляются практически на каждом уровне языка, наиболее ярко — на лексическом и синтаксическом.

Подобная классификация позволяет взглянуть на языковую личность персонажа с точки зрения его психо-эмоциональных особенностей, перейти от рассмотрения языковых особенностей, лексикона, тезауруса, к анализу ценностных критериев и ориентиров личности, её прагматикона.

Таким образом, анализ языка определённого психотипа в произведениях М.А. Булгакова, в основе которого лежит рассмотрение способа выражения эмоций конкретным персонажем, отражает прагматикон, мотивационный уровень языковой личности героя литературного произведения. Из текста художественного произведения нам видны деятельностно-коммуникативные потребности персонажа. Духовно-ценностные ориентиры же выявляются через анализ вербально-семантического уровня ЯЛ и её эмоционального склада. Анализ психотипа, языковых средств выражения эмоций осуществляет переход от ЯЛ персонажа к рассмотрению всего многосложного художественного образа, в основе которого лежит духовный мир этой личности.