Вернуться к А.А. Смирнова. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека (на материале произведений М.А. Булгакова)

3.6. Тревожный тип

Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них, в основном, пассивную роль. В подобных ситуациях ищут поддержки, опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности, могут являться объектами шуток [Немов, 2005, с. 414].

Подобным характером обладает Лариосик в романе «Белая гвардия». Этот персонаж связан со многими комическими сценами произведения. Его неуклюжесть создаёт эти ситуации. Категоричность, максимализм героя привлекают окружающих людей:

«Как перед вами извиниться? Меня безусловно, следует убить за сервиз. Я ужасный неудачник, — отнёсся он к Николке. — И сейчас же в магазины» [Белая гвардия, с. 330].

Наиболее устойчивой характеристикой, данной этому персонажу автором, является его печальный вид. Это эмоциональное состояние постоянно присутствует у Лариосика (печальное лицо; печальный, тусклый голос; огорчился ещё больше). Даже позы и жесты отражают это его настроение.

Лариосик стоял в скорбной позе [Белая гвардия, с. 343].

Движения этого персонажа неуверенные.

Он робко стал шаркать руками по спине Николки и рукавом сбивать снег [Белая гвардия, с. 372].

Характеризуя его действия, автор использует глаголы с экспрессивным ироническим оттенком значения.

Он потоптался на месте, потом беспокойно двинулся и проворно отправился к двери... Лариосик не достиг ещё столовой, когда из Николкиной комнаты долетел звон стекла. Лариосик устремился туда [Белая гвардия, с. 376].

На лексическом уровне особенностями языка персонажа является обилие эмоционально окрашенных слов. Все события, происходящие вокруг, Лариосик воспринимает очень остро:

«Это кошмар!» — воскликнул он, складывая руки как католик [Белая гвардия, с. 332].

«Подлец, — сказал Лариосик, — это подло!» [Белая гвардия, с. 343].

Этот персонаж увлекается чтением, поэтому в своей речи использует много высоких слов.

Я кликнул клич сапожникам, предлагая какие угодно деньги, но нет [Белая гвардия, с. 330].

Часто Лариосик, ища опоры, поддержки, использует глаголы в форме повелительного наклонения (позвольте, разрешите, простите).

На синтаксическом уровне языка особенностью речи персонажа с тревожным психотипом является использование сложных предложений. Это отражает его желание подробно обо всём рассказать, объяснить. Такие конструкции делают речь сложной для восприятия:

«Многие, правда, считают её лишней в доме, но я одно могу сказать — птица уж, во всяком случае, никому не делает зла». Последняя фраза очень понравилась Николке. Не стараясь уже ничего понять, он застенчиво почесал непонятным письмом бровь [Белая гвардия, с. 326].

Присутствуют в языке персонажа вводные слова, причём они поддерживают прерывистость речи:

Я ведь девять дней... нет, виноват, десять?.. позвольте... воскресенье, ну да понедельник... одиннадцать дней ехал из Житомира!.. И вот приезжаем мы на станцию, как её, ну, вот, ну, господи, забыл... всё равно... и тут меня, вообразите, хотели расстрелять [Белая гвардия, с. 332].

Эмоциональное состояние здесь передаётся через синтаксические особенности, свойственные разговорной речи: вопросительная и восклицательная интонация, неполные предложения, соединение в одном контексте глаголов настоящего и прошедшего времени, обилие пауз.

Тревожный тип характера, представленный на страницах «Белой гвардии» М.А. Булгакова, полностью соответствует описанию в классификации К. Леонгарда [Леонгард, 1989]. Персонаж такого типа обладает многими положительными чертами, ценными для автора, добротой, некоторой категоричностью суждений. Писатель создаёт комические ситуации, связанные с поступками героя. В то же время отмечается всеобщая любовь, расположение к Лариосику. Среди языковых средств, наиболее ярко характеризующих персонажей с тревожным психотипом, можно выделить в лексике — использование высоких, книжных экспрессивных слов; в синтаксисе — обилие пауз и восклицаний, сложность синтаксических конструкций.