Вернуться к А.А. Смирнова. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека (на материале произведений М.А. Булгакова)

3.5. Эмотивный тип

Представлен на страницах романа «Белая гвардия» эмотивный тип характера. Такие люди предпочитают общение в тесном кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают с полуслова. Редко сами вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обладают привлекательными чертами, такими как доброта, сострадательность, радость чужим успехам, обостренная потребность заботы о ком-то, исполнительность. Возможные отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость [Немов, 2005, с. 414]. Самым ярким обладателем такого типа характера является Елена Турбина.

Елена — хранительница семейного очага, в себе она несёт идею М.А. Булгакова о важности понятия «дом», представление писателя, какими должны быть отношения между родственниками. Ни разу на страницах романа не показана эта героиня вне стен квартиры на Алексеевском спуске. Образ Елены также несёт в себе идеи духовности, веры. Именно из её уст звучит спасительная для Алексея Турбина молитва.

Елена немногословна. Свои эмоции и чувства она передаёт с помощью жеста, особенно выразителен её взгляд:

Братьям послала взгляд мягкий, а на часы тревожный [Белая гвардия, с. 185].

«Я знаю, знаю», — сама сказала себе. Елена. — «Знаешь, Серёжа, нет у меня к тебе уважения», — значительно сказала она и подняла палец [Белая гвардия, с. 215].

Разнообразные жесты придают динамику повествованию, ярче представляют описываемую картину (ненавистно грозила огню, качала головой, кутала руки, простирала руки, умоляя молчать).

М.А. Булгаков изображает целый ряд эмоций, свойственный именно такому типу характера. Волнение за братьев:

Не пущу! Умоляю тебя никуда не выходить [Белая гвардия, с. 321].

Испуг:

Вот что, — испуганная Елена засуетилась [Белая гвардия, с. 189].

Нежность:

«Дай ей бог здоровья», — искренне и нежно сказала Елена [Белая гвардия, с. 329].

Часты такие проявления чувств как слёзы.

Заплакала и сказала: «Витька, ты жив...» [Белая гвардия, с. 357].

Все эти особенности эмоционального склада характера передают не только определённый (эмотивный) тип, но и отражают гендерные особенности, отличия мужских и женских персонажей произведений М.А. Булгакова.

Повторяются в тексте романа определения, данные автором этой героине: золотая, рыжая, рыжеватая. Внешний признак (цвет волос) переносится автором на характеристику самой героини, её душевных качеств — «золотой человек».

На лексическом уровне в речи Елены предпочтения отдаются глаголам, как основному носителю информации:

Не пущу! Умоляю тебя никуда не выходить, не сходи с ума [Белая гвардия, с. 321].

Одной из особенностей языка героини становится настойчивое повторение усилительных частиц, что придаёт словам дополнительные эмоционально-экспрессивные оттенки:

Неужели же так нужно?.. Хотя, позволь-ка, что ж я говорю... Господи, что же это я думаю? [Белая гвардия, с. 216].

Понимаешь, ну, только что перед тобой... Суржанский... Ларион... ну, знаменитый Лариосик. Ну, приехал к нам с письмом [Белая гвардия, с. 329].

Подобные повторы частиц указывают на то, что персонаж никогда не говорит публично, не раздумывает над построением фразы, вообще немногословен.

На синтаксическом уровне особенностью речи персонажа с эмотивным психотипом являются постоянные повторы:

«Пусть! Пусть даже убит, — надломлено и хрипло крикнула она. — Всё равно. Я пью. Я пью» [Белая гвардия, с. 212].

Эмоциональность героини проявляется в употреблении неполных предложений, присоединительных конструкций:

«А вот у нас... — Она указала на дверь к Турбину. — Сорок у него... Скверная рана». [Белая гвардия, с. 357].

И унтер офицер пьяный с бабой какой-то. И баба пьяная [Белая гвардия, с. 188].

Эмотивный тип характера на страницах произведений М.А. Булгакова полностью совпадает с теми определениями, которые были даны в классификации Леонгарда [Леонгард, 1989]. Автор делает образ носителем общечеловеческих идей, важных для всего творчества писателя — идея крепости дома, духовности. Язык героини имеет ряд особенностей: на лексическом уровне — активное использование частиц; на синтаксическом — односоставные предложения и повторы. Важную роль в создании образа играют внеязыковые характеристики — поза, жест, особенности взгляда.