Вернуться к А.А. Смирнова. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека (на материале произведений М.А. Булгакова)

Глава 3. Типология героев по их психологическим особенностям

Создавая художественный текст, населяя его персонажами, писатель старается предать им индивидуальные черты, не только внешние, но и внутренние. У каждого героя есть собственный взгляд на окружающий его мир, собственные ценности, ни на кого не похожий характер, способ выражения своего отношения к действительности. Он обладает своим лексиконом, тезаурусом и прагматиконом.

Как было отмечено ранее, языковая личность автора «мультиплицируется» в личностях персонажей. В то же время герои произведения представляют собой индивидуальности, отличные от их создателя. Каждый из них обладает совокупностью устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, выполняемой им работе, то есть у каждого персонажа есть свой характер. Он проявляется в их деятельности и общении, придаёт поведению специфический, характерный для него оттенок. Характер раскрывается писателем в том числе и с помощью изображения эмоциональной сферы персонажей, их речевых характеристик.

В зависимости от типа характера, представленного особенностями реализации эмоции персонажем в художественного текста, речевым характеристикам и восприятию им окружающего мира, мы можем составить типологию героев произведения.

Характер (от греческого «черта, признак») — индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обуславливающей типичный для данного субъекта способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах [Немов, 2005, с. 396]. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, им доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие, выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с каким результатом они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти кого-то. Для других это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, не добившись высоких результатов. В общении с людьми характер человека проявляется в способе поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.

Характер, в отличие от темперамента, обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Однако темперамент определяет внешнюю форму выражения характера.

Характер человека, как социального существа, зависит от его общественной жизни. Он представляет собой единство индивидуального и типического.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайная реакция на стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснён, оправдан с позиции действующего лица. От характера зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. В художественном произведении автор показывает поступки персонажа, передаёт его речь, эмоции, внутреннее состояние, благодаря этому читатель может судить о характере героя произведения.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это свойства личности, которые определяют поступки в выборе цели деятельности. Здесь, как определённые характерологические черты, могут проявляться рациональность, расчётливость или противоположные им свойства. Во-вторых, в структуру характера включены, черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремлённость, последовательность и другие. С этой точки зрения характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят черты, определяющие сам стиль поведения: экстраверсия, интроверсия, спокойствие, тревожность, сдержанность, импульсивность. Своеобразное сочетание всех этих черт характера позволяет отнести его к определённому типу. Также при составлении типологии следует опираться на лексикон и прагматикон языковой личности персонажа, на используемые им языковые средства [см. Юнг 1998; Леонгард, 1989; Леонтьев, 2010].

Часто невозможно чётко соотнести все особенности характера героя произведения с одним конкретным типом, так как в одном лице могут сочетаться различные, иногда даже противоположные качества. Например, М.А. Булгаков характеризует Алексея Турбина как слабого человека, «тряпку», но в то же время герой не бежит из Города, остаётся со своей семьёй, старается её защитить.

К. Леонгард предложил классификацию типов характера, в основе которой лежит оценка стиля общения человека с окружающими людьми (экстравертированный инровертированный, демонстративный, экзальтированный, эмотивный, тревожный, гипертимный типы и другие) [Леонгард, 1989]. При характеристике типов персонажей художественного произведения эмоциональное состояние, стиль поведения рассматриваются через языковые особенности речи героя и автора.

В рассказах 20-х годов М.А. Булгакова, в романе «Белая гвардия», повести «Собачье сердце» представлены разнообразные психотипы у персонажей. Некоторые чётко соответствуют классификации Леонгарда, другие сочетают черты разных типов.