Вернуться к А.А. Смирнова. Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека (на материале произведений М.А. Булгакова)

2.5. Эмоциональный концепт «стыд/смущение», особенности вербализации эмоции персонажами

Толковый словарь русского языка определяет понятие «стыд» понятием «смущение» (и наоборот), указывая на близость данных эмоциональных состояний.

Стыд — 1) чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины, 2) позор, бесчестие.

Смущение — это замешательство, состояние застенчивости, стыда [ТСОШ, 1999, с. 776].

В словаре под редакцией Т.А. Ефремовой представлены аналогичные толкования слов:

Стыд м. 1) Чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего поступка, поведения и т. п.

2) разг. Позор, бесчестье.

3) разг. То же, что: срам [Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, 2000, с. 491].

Смущение ср. — состояние неловкости, застенчивости, замешательства [Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, 2000, с. 456].

Этимологию слова «стыд» М. Фасмер связывает со словом «стыдъкъ», буквально обозначающее «последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать» [ЭС Фасмер, 1996, т. 3, с. 789]. Следовательно, первоначально лексема имела конкретное значение: произошел перенос значения с названия предмета на эмоцию, связанную в сознании человека с данным предметом.

Лексема «смущение» заимствована из церковнославянского языка, она является производной от слова «мутить», дальнейшая этимология может быть связана с семами «трясти, мешать» [ЭС Фасмер, 1996, т. 3, с. 694].

Проанализировав этимологию и современное толкование значения слова «стыд», мы можем выделить следующие, важные для нашего исследования, характеристики: эмоция «стыд» оценивается как интенсивная («сильного»), осознанная, отрицательная (по причине возникновения); смущение — менее продолжительная эмоция («состояние») и неинтенсивная. Оценочное значение слова вторично, первоначально обе лексемы имели предметное значение.

Н.Д. Арутюнова пишет, что «стыд — явление не индивидуального, а общественного характера и это обычно внутреннее мерило приятного и неприятного. Выражая первоначально непосредственно диалогическую реакцию, стыд перешел в категорию чувств, переживание которых не требует присутствие адресата. Симптомы стыда могут проявляться у человека, находящегося наедине с самим собой» [Арутюнова, 1997, с. 63].

Внешними признаками данного эмоционального состояния являются: опущенные вниз глаза, стремление закрыть лицо руками; румянец, слезы, речь сбивчива с обилием пауз и повторов. Обычно реакция на эмоцию «стыд» может заставить индивида отложить действие, сомневаться и чувствовать себя неловко, что обычно проявляется через манеру говорить. Он также может попытаться спрятаться и спрятать источник стыда.

Стыд сложно идентифицировать: его часто путают с виной, с которой он схож. По словам Э. Рехарда разница в том, что вина соотносится с действием индивида, психическим или реальным, в то время как стыд соотносится со всей личностью. Учёный пишет: «Гораздо легче понять вторичные проявления стыда и способы справляться с ними; некоторые проявления имеют место как телесные реакции: покраснение, потливость и дрожь, депрессия, апатия, говорливость, театральность, бесстыдство, безразличие, цинизм. Стыд порождает гнев, который направлен как на себя, так и на окружающих» [Рехард, 1993, с. 7].

В синонимический ряд с доминантой» «стыд» входят следующие лексемы: стыд, позор, бесславие, бесчестие, срам, позорище, стыдоба. Лексемы «бесславие», «бесчестие» имеют пометку — книжные, «срам», «позорище» — устаревшее, «стыдоба» — просторечное [ССРЯ, 2002, 303].

Эмоциональный концепт «стыд/смущение» не представлен так же широко на страницах ранних произведений М.А. Булгакова. Данная эмоция не часто возникает у персонажей. Она практически всегда соотносится с нравственными ориентирами героя произведения. Наиболее распространена лексема «стыд».

Персонажи, испытывающие эмоцию «стыд/смущение», имеют некоторые закономерности в поведении: движения их торопливы, голос становится хриплым или тихим, данная эмоция приносит большие внутренние страдания:

Он почтительно и торопливо снял картуз, подбежав на два шага ко мне, почему-то улыбнулся стыдливо и хриплым голоском приветствовал меня: «Здравствуйте, товарищ доктор» [Записки юного врача, с. 31].

В рассказе «Полотенце с петухом» из «Записок юного врача» стыд или смущение таких персонажей, как деревенские жители, часто не понятны главному герою — молодому врачу. Эти эмоции во многом связаны с ощущением собственной необразованности при общении с доктором. В данном примере значение лексемы не совпадает с определениями, представленными в словарях, где стыд — это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка [ТСОШ, 1999, с. 776]. В определённом контексте у М.А. Булгакова стыд — это чувство сильного смущения от понимания недостаточности имеющихся знаний.

Эмоцию «стыд» может вызвать неловкость ситуации, в которую попадают персонажи, если совершенные действия кажутся им предосудительными:

«Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитёра Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина — невинная девушка. Хорошо, что я проснулась». Окончив эту речь, Дарья Петровна впала в состояние стыда, вскрикнула, закрыла грудь руками и унеслась [Собачье сердце, с. 198].

Данная реакция на эмоцию (скрыться, убежать) типична для персонажей М.А. Булгакова.

Главные герои романа «Белая гвардия» испытывают эмоцию «стыд» в отношении какого-то несовершенного поступка. Данное чувство часто бывает вызвано не каким-то действием, а наоборот — бездействием:

Ведь стыдно! Неловко... Здесь водка и тепло, а там мрак, буран, вьюга, замерзают юнкера [Белая гвардия, с. 208].

В данном примере значение эмоции «стыд» можно охарактеризовать как чувство сильного смущения, вины от осознания невозможности совершения поступка.

Персонажи М.А. Булгакова говорят об эмоции, обсуждая какие-то нравственные вопросы, в романе «Белая гвардия» чаще всего данная эмоция связана с образом Тальберга:

От Тальберга? — Елена помолчала, ей было стыдно и тяжело. Но потом сейчас же овладела собой и подтолкнула листок Турбину [Белая гвардия, с. 426].

...Самому себе, — ответил, изнывая от стыда, доктор Турбин, — за то, что поцеловался тогда с ним [Белая гвардия, с. 426].

Бегство Тальберга в Германию тяжело переживается семьей Турбиных, но так как ими данная эмоция воспринимается как отрицательная, они стараются внешне не проявлять ее. Стыд физически ощущается персонажем, автор сочетает в качестве синонимов слова, характеризующие эмоциональное и физическое состояние: стыдно и тяжело.

Эмоция «стыд/смущение» не является активной на страницах произведений М.А. Булгакова, для характеристики протекания данного состояния писатель использует такие глаголы, как изнывать, забормотать, дрогнуть.

Женские персонажи чаще испытывают эмоцию «стыд/смущение» или указывают на нее:

Она ещё раз вернулась и смущенно сказала: «На случай, если все-таки появятся... Вам нужно снять и рейтузы... Вы будете лежать. Я скажу, что вы мой муж больной...» [Белая гвардия, с. 362].

Елена возмущенно дрогнула и показалась из тумана: «Витя, тебе стыдно. Ты офицер.» — Мышлаевский нырнул в туман. [Белая гвардия, с. 215].

Женщина в ранних произведениях М.А. Булгакова — хранительница очага, во многом нравственный идеал. Эмоция «стыд» определяется и указывается именно женскими персонажами романа «Белая гвардия». Высказывания, относящееся к данной эмоции, часто имеют форму простых предложений, благодаря этому они звучат безапелляционно (Вы будете лежать. Тебе стыдно. Ты офицер).

Указание на эмоцию «стыд» звучит в речи Борменталя в повести «Собачье сердце», когда он обижен недоверием профессора. Персонаж упоминает об этом чувстве с целью ещё раз подтвердить свою готовность помогать Преображенскому:

«Филипп Филиппович, не стыдно ли вам?.. — искренно воскликнул пламенный Борменталь, — если вы не хотите меня обижать, не говорите мне больше таким образом...» [Собачье сердце, с. 193].

Иногда на страницах произведений М.А. Булгакова даётся прямая оценка действий персонажей:

Гетман сегодня около четырех часов утра, позорно, бросив нас всех на произвол судьбы, бежал! [Белая гвардия, с. 284].

По секрету скажу тебе, Жилин, срам, а не попы. [Белая гвардия, с. 244].

Последний из приведённых примеров взят из описания сна Алексея Турбина. Именно во сне очень ярко представлена эмоция «стыд/смущение». Сам герой в своём сне и другие персонажи (например, Жилин) испытывают данную эмоцию.

«Это верно», — вынужден был согласиться Алексей Васильевич, потупляя глаза... Он смущенно крякнул, а вахмистр продолжал [Белая гвардия, с. 244].

«Потому, сами изволите знать, ведь это куда ж, с конями, и...» — (вахмистр смущенно почесал затылок) [Белая гвардия, с. 245].

В своей повседневной жизни герои Булгакова стараются скрыть данную эмоцию, но во сне она проявляется с новой силой.

Интересен выбор лексемы, называющей эмоцию «стыд/смущение» писателем. В ранней редакции «Белой гвардии» автор использует слово «конфузливо», в более поздней редакции заменяет его лексемой «смущенно»:

Что сделаешь, что сделаешь, — конфузливо забормотал священник (Он всегда конфузился, если приходилось беседовать с людьми.), — Воля Божья. [Белая гвардия, с. 167].

Конфузливо (разг.) — это производное от конфузливый — легко приходящий в конфуз, стеснительный [ТСОШ, 1999, с. 293]. Лексема «смущенно» имеет значение — полный смущения, замешательства, состояния застенчивости, стыда. Благодаря данной работе со словом, мы можем увидеть смысловые оттенки, важные для М.А. Булгакова. Автору при описании данной эмоции хотелось уйти от семы «стеснительный» и привнести более общее значение «стыд». Таким образом, писатель создаёт образ священника, который не просто смущен тем, что говорит или делает, но даже больше: он стыдится своих слов.

Ещё одно дополнительное значение привносит М.А. Булгаков в описание эмоции «стыд/смущение». При описании событий Гражданской войны наиболее общим чувством, охватывающим всех персонажей ранних художественных произведений писателя, является ощущение неправильности, глупости происходящих вокруг событий. Так А. Турбин одновременно испытывает эмоцию стыда и ощущает нерациональность происходящих вокруг событий.

Чувствуя стыд и нелепую чепуху, Турбин вобрал голову в плечи и, круто свернув, мимо газового фонаря, мимо белого бока круглого гигантского здания музея, мимо каких-то развороченных ям с занесенными пленкой снега кирпичами, выбежал на знакомый громадный плац — сад Александровской гимназии [Белая гвардия, с. 261].

Как и другие отрицательные эмоции (гнев, страх) эмоция стыда заставляет активно действовать этого персонажа. Многими исследователями [И.В. Лосев, 1998] отмечалось, что этот персонаж максимально близко отражает мысли и чувства М.А. Булгакова по отношении к окружающей действительности, следовательно, восприятия ЭК «стыд/смущение» Алексеем Турбиным полностью выражает авторскую позицию.

ЭК «стыд/смущение» наименее распространён на страницах художественных произведений М.А. Булгакова 20-х годов XX века. Писатель рисует нам эту эмоцию как неактивную, кратковременную, внутренне глубоко переживаемую персонажами. Большинство героев стараются скрыть внешние проявления данной эмоции, из-за чего более ярко она проявляется во сне персонажей, чем в состоянии бодрствования. Наиболее распространённой лексемой, входящей в ЭК является сама номинация — «стыд», менее частотна лексема «смущение». В тексте она связана преимущественно с эмоциями женских персонажей. Данный ЭК может включать в себя ощущение смятения, непонимания смысла в происходящих событиях. «Стыд/смущение» напрямую связаны с нравственными ориентирами персонажей. Данную эмоцию испытывают и говорят о ней только положительные персонажи.