1
Накануне январского восстания командующий Киевским военным округом Шинкарь издал постановление, по которому русские офицеры (если только они не были местными жителями, а поселились в городе после 1 января 1915 года) должны были покинуть город.
Разумеется, никто этот приказ даже не собирался исполнять. У киевских властей для этого не было ни сил, ни времени, и русские жители это хорошо знали. Но такое постановление совершенно оттолкнуло русских от украинской власти. Только немногие русские офицеры вроде известного нам генерал-майора Василия Кирея и подполковника Петра Болбочана добровольно предложили свои услуги Центральной раде. Это фамилию Болбочана Михаил Булгаков даст одному из второстепенных героев «Белой гвардии», петлюровскому атаману Болботуну. Но ни внешностью своей, ни биографией, ни взглядами этот русский офицер на службе у Петлюры не походил на описанного Булгаковым атамана.
Русский генерал В.Н. Посторонкин называет Болбочана «великолепным боевым офицером»1. Болбочан возглавил отряд русских офицеров (сто штыков), который на улицах Киева мужественно сражался с войсками Муравьева. Но что такое сто штыков, когда в Киеве в январе 1918 года было около 25 000 русских офицеров! Они смотрели на происходящее безучастно: одни враги бьют других врагов... Даже сочувствовали большевикам. Как-никак, а свои, русские, пришли наводить порядок, бороться против хохлацкого сепаратизма: «...первый приход большевиков в Киев был встречен даже радостно русским населением Киева, которому было уже невтерпеж от разгулявшегося украинства»2, — вспоминал Василий Зеньковский.
Русские епископы, с трудом отбивавшие атаки «щирых» украинцев на церковном соборе, даже вздохнули с облегчением: «Совсем была бы беда, да вот, слава богу, большевички выручили!»3 — сказал митрополит Антоний (Храповицкий).
Рано радовались. Главной жертвой большевиков оказались вовсе не украинские националисты, а именно русские люди: «...обороняли Киев украинцы, вся злоба была обращена на украинцев, а пострадали от нее почти исключительно русские офицеры и вообще русские дворяне и буржуазия»4, — признавал Дмитрий Дорошенко.
Это и понятно, ведь большинство киевских украинцев были или бедняками, или людьми среднего достатка. В богатых квартирах жили преимущественно русские. Русские носили дорогие шубы, ездили на собственных автомобилях или имели свой конный выезд. На них и обрушилась ненависть солдат и красногвардейцев, больше классовая, чем национальная.
По городу ходили патрули красной гвардии, в шинелях, перетянутых пулеметными лентами по тогдашней моде5. Искали буржуев и офицеров. Так и вспоминаются строчки Блока, посвященные точно таким же красногвардейцам.
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Офицеры даже не пытались сопротивляться, шли покорно в Мариинский парк, который был тогда местом расстрелов. Отдавали красногвардейцам сапоги и обручальные кольца6. Когда большевики велели сдать оружие, сдали и оружие: «Как мне лично было до боли жалко отдавать подарок деда жены — новенький браунинг, а также прекрасный кавалерийский карабин, такой прикладистый! — вспоминал генерал Мустафин. — Когда я клал оружие на стол, то у большевиков расширились глаза. Оружия в доме оказалось очень много»7. Если много, что же не пустили его в ход? И если так вели себя военные, то что могли сделать мирные люди, никогда не державшие в руках оружия?
Из воспоминаний Николая Могилянского «Трагедия Украины»: «"Пойдем с нами щи хлебать, буржуйка! — говорит солдат-красноармеец почтенной даме в присутствии всех членов семьи, расставленных у стенки с приказанием не шевелиться во время обыска. — У! Тебе бы все шампанское лакать!.." — продолжает он, угрожая револьвером, приставленным к самому лицу несчастной жертвы надругательства»8.
Да разве в одном Киеве были грабежи, насилия, убийства? Не миновали их и Екатеринослав, и взятые анархистами Маруси Никифоровой Александровск и Елизаветград.
Ни приказов, ни санкций на обыск и арест не требовалось. В квартиру генерала Мустафина стали ломиться красногвардейцы. Генеральша оказалась храбрее своего супруга и первой подошла к двери: «Вам что надо? Где у вас документы?» Один боец поднял на нее дуло револьвера: «Вот документ!»9
Демобилизованные солдаты и матросы, вернувшись в родные деревни, терроризировали население. Все они прибыли с фронта с оружием. Барские дачи отбирали «в пользу бедных»10. В Полтаве солдаты обходили дома, искали офицеров. Пустили слух, будто всех буржуев будут резать, а заодно перережут и прислугу, потому что она «за буржуев»11. А еще придумали интересный способ заработка. «Буржуи» должны были платить безработным пролетариям за уборку улиц, хотя сама уборка, по словам академика Вернадского, «представляла фикцию». Так, «буржуй» Семененко заплатил за убранную кучу навоза во дворе 500 рублей12. Тех, кто не хотел платить, сажали под арест.
Вообще разного рода поборы с буржуев были тогда явлением обычным, широко распространенным. В Донецко-Криворожской республике, созданной в феврале 1918-го, «контрибуции» с «капиталистов» стали обычным способом пополнить бюджет, получить деньги на зарплату рабочим полуживых предприятий. Так, буржуи Дебальцева должны были выплатить 100 000 рублей, а с капиталистов зажиточного Мариуполя можно было взять и побольше — 286 000 рублей13. Платить должны были домовладельцы, люди, «владеющие капиталом» и просто зажиточные «лица свободных профессий».
Когда рабочие потребуют у председателя Совнаркома республики товарища Артёма выдать им зарплату за три месяца, тот не обманет ожиданий: «Для обеспечения рабочих мы экспроприируем всю собственность буржуазии, в чем бы она ни заключалась, и отдадим рабочим не за три месяца, а за шесть»14.
Впрочем, в некоторых домах всё же создавали отряды самообороны, а самые догадливые нашли неплохой способ защиты. Уже знакомый нам еврей Лазарев предложил «двум большевистским комиссарам» взять на себя охрану дома за 50 рублей суточных и бесплатную еду. Комиссары охотно согласились. Несколько недель они охраняли жильцов «от визитов матросов-бандитов и докучных самочинных обысков»15. Восемьдесят лет спустя такой порядок назвали бы «крышей».
2
Плохо пришлось монахам Киево-Печерской лавры, которые так помогли большевикам в трудный час: «Наместник, как и все монахи, отнесся к нам очень дружелюбно, ничего не жалел, ни продовольствия, ни вина»16, — вспоминал большевик Владимир Сергеев, назначенный комендантом лавры.
Украинские историки объясняют гостеприимство монахов их великорусским происхождением. Русские люди, среди которых было немало националистов, бывших членов Союза русского народа, были настроены против Украинской республики и ее сторонников. А вот с большевиками они еще не были достаточно знакомы.
Может быть, это и так, хотя возможна и другая причина. Когда двадцать красногвардейцев укрывались в лавре, что могли сделать с ними монахи? Донести на них Ковенко? Но донос и в те времена считался подлостью, а сами братья противостоять вооруженным красногвардейцам не могли. Как бы то ни было, после победы большевиков монахи вправе были рассчитывать хотя бы на снисхождение. Но большевики отблагодарили их по-своему. Откроем книгу историка церкви, а в 1918-м профессора Киевской духовной академии Федора Ивановича Титова. Он видел своими глазами дела муравьевцев, а что не видел, о том легко мог узнать от священников, монахов, простых прихожан.
Из книги Федора Титова «Памяти священномученика Владимира»: «Вооруженные толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святынею, вламывались в жилища монахов днем и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днем на дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали случайно сказавшихся в то время в Лавре посторонних, особенно военных — офицеров и генералов, предавали их жестокой смертной казни... Подобные насилия происходили в течение всего дня <...> когда со стороны города доносился сильный орудийный гул. Такими насилиями и открытыми угрозами — всех монахов перебить и перерезать или всех их собрать в один корпус и взорвать на воздух — Лавра и все живущие в ней были совершенно терроризированы...»17
Один матрос собирался вынести из пещер раки с мощами святых и проверить, есть ли в них нетленные мощи или нет. Если мощей там не окажется, то «всех вас перережем»18, — грозил он монахам.
Но вернемся к нашему принципу — писать о злодействах армии Муравьева только по свидетельствам самих муравьевцев. Вот что вспомнил на допросе ВЧК Владимир Сергеев: «Выйдя от наместника, я направился в свою канцелярию, но по дороге увидел ужасную картину: человек 20 красногвардейцев во главе с матросами повыгоняли из всех келий, а также и церкви священников и монахов во двор и, наставляя на них ружья, хотели расстреливать. В это время подоспел я, стал на солдат кричать, за что и меня хотели расстрелять, но все-таки мне удалось их завернуть всех, и тем обошлось все благополучно. Однако, продолжая дальше путь в канцелярию, я опять наткнулся на такую же картину: смотрю, у ворот кричат на генерала <...>. Не успел я их приостановить, как раздались выстрелы и генерала расстреляли. Хотели расстрелять и его сына, кадета малолетнего, но я не дал»19.
Как видим, историк церкви и большевик описывают практически одно и то же, только большевик опускает некоторые подробности и не делает обобщений. Тем ценнее его свидетельство. По слова Сергеева, о самом громком преступлении не только в лавре, но и во всем Киеве января—февраля 1918 года он узнал от командарма Берзина и командира Новозыбковского отряда красной гвардии Степанова. 25 января был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир. Об истории этого убийства, о следствии и о многочисленных версиях можно написать целую книгу. Хотя, в сущности, ничего странного и ничего тайного в гибели митрополита нет. Комендант еще не успел установить в лавре порядок. Монастырская охрана (богатая лавра могла позволить себе содержать вооруженную стражу) была сама до смерти перепугана красногвардейцами, революционными солдатами и матросами, сопротивляться им не решалась.
В начале седьмого в северные ворота лавры вошли пятеро вооруженных людей. Командиром был некто в кожаной тужурке и матросской бескозырке. Причем «все они накануне того дня (24 января) обедали в лаврской трапезе». Значит, пятеро были из тех самых двадцати красногвардейцев, что укрывались в лавре после взятия «Арсенала» петлюровцами? По крайней мере один из этой пятерки служил наводчиком. Он прежде «двенадцать лет жил в Лавре» и знал даже денежные оклады клириков: «Я знаю, что Амвросий, ваш наместник, получает 12 000 рублей, а митрополит — 200 000 рублей, знаю, сколько и ты получаешь, и вот тот брат, что подает, — он три рубля получает»20, — говорил будущий убийца.
Мотив убийства понятен: ограбить богатого митрополита и таким образом «восстановить справедливость». Угрожая револьверами, преступники узнали, где находится митрополит. Нашли его и начали требовать денег, однако денег оказалось немного: бандитам досталось 400 рублей золотом и золотые часы21. Владимира повели во двор лавры. Келейник Филипп хотел подойти под благословение, но матрос (или бандит в бескозырке матроса) «оттолкнул его от митрополита, грубо заметив: "Довольно кровопийцам кланяться, кланялись, будет"... Владимир все же успел подойти к своему келейнику, благословить его и пожать руку, сказав: "Прощай, Филипп!"»22
У семидесятилетнего Владимира отказали ноги, но его взяли под руки и повели во двор. Остановились у северных (так называемых экономических) ворот. Монахи слышали шесть выстрелов. Митрополита Владимира (Богоявленского) расстреляли и для верности вспороли штыком живот. Целые сутки к его телу никто не решался подходить23. Русской православной церковью митрополит Киевский и Галицкий Владимир канонизирован как священномученик.
P.S.
В «Арсенале» Александра Довженко есть такой эпизод. Украинский националист расстреливает большевика. Оба, кстати, изображены с весьма отвратными, просто шельмовскими лицами. Националист говорит большевику:
— Повернись, чтобы я мог выстрелить тебе в спину.
— А в глаза не можешь? — спрашивает большевик. Возможно, в основе этого эпизода — реальный случай с легендарными подробностями. Только на месте националиста были как раз большевики, а на месте большевика — два украинца и один русский генерал.
27 января в Киев, только что занятый муравьевцами, прибыли командующий 1-м Украинским корпусом Гандзюк, его начальник штаба генерал Сафонов (русский) и начальник оперативного отдела полковник Гаевский. Это все, что осталось от корпуса. Генералы не знали, что Киев уже занят большевиками. На первой же улице им повстречались какие-то вооруженные люди, среди которых выделялись матросы. Разумеется, генералов и полковника тут же арестовали и отвели на допрос к Муравьеву. Тот будто бы предложил им перейти к нему на службу, но украинцы и русский генерал гордо отказались. Тогда их вывели на расстрел. Это было недалеко от инженерной школы на Зверинце24. Матросы велели им повернуться спиной.
«— Что? Совесть или что другое не позволяет честно посмотреть нам в глаза? — будто бы сказал Гандзюк.
Загремели винтовочные выстрелы, и тела трех героев лежали на земле вповалку»25.
Эпизод известен из воспоминаний Михайла Середы, боевого товарища погибших. Сам пан Середа в это время скрывался от большевиков в лесу, где, по его собственным словам, «питался акридами и диким медом»26. Так что перед нами только легенда. Но достоверно известно, что Гандзюк, Сафонов и Гаевский действительно были расстреляны большевиками в конце января 1918 года. А что они говорили перед смертью, просили о пощаде или плевали революционным матросам в лицо, мы, конечно, никогда не узнаем.
Примечания
1. Гетман П.П. Скоропадский. Украина на переломе. 1918 год. С. 563.
2. Зеньковский В.В. Пять месяцев у власти. С. 92.
3. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох.
4. Дорошенко Д. Мої спомини про недавнє-минуле. С. 223.
5. Впрочем, петлюровцы и солдаты из полка имени Богдана Хмельницкого одевались примерно так же.
6. Пученков А.С. Украина и Крым в 1918 — начале 1919 года. С. 16.
7. Гетман П.П. Скоропадский. Украина на переломе. 1918 год. С. 440.
8. Могилянский Н. Трагедия Украины (из пережитого в Киеве в 1918 году). С. 33.
9. Гетман П.П. Скоропадский. Украина на переломе. 1918 год. С. 442.
10. Вернадский В.И. Дневники 1917—1921. С. 60.
11. Там же. С. 54.
12. Там же. С. 58.
13. Корнилов В.В. Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта. С. 231—232.
14. Там же. С. 231.
15. Гетман П.П. Скоропадский. Украина на переломе. 1918 год. С. 442.
16. Гриневич В.А., Гриневич Л.В. Слідча справа М.А. Муравйова. С. 174.
17. Титов Ф. Памяти священномученика Владимира.
18. Титов Ф. Памяти священномученика Владимира.
19. Гриневич В.А., Гриневич Л.В. Слідча справа М.А. Муравйова. С. 174.
20. См.: Титов Ф. Памяти священномученика Владимира.
21. Гриневич В.А., Гриневич Л.В. Слідча справа М.А. Муравйова. С. 176.
22. Титов Ф. Памяти священномученика Владимира.
23. Комендант лавры тут же начал расследование, которое ничего не дало, если не считать анонимного письма, направленного Сергееву. В письме организатором убийства назван некий «сибиряк Чалый-Маршак», который жил в Никольской слободке. Его арестовали, однако монахи, видевшие убийц, в этом Чалом-Маршаке не опознали преступника. Видимо, это был ложный след. См.: Гриневич В.А., Гриневич Л.В. Слідча справа М.А. Муравйова. С. 176—177.
24. Район Киева.
25. Середа М. Сторінка з історії визвольної боротьби (Памяти генералів Гандзюка і Сафоніва) // Літопис Червоної калини. 1931. Ч. 11. С. 17.
26. Середа М. Отаманщина: Отаман Біденко // Літопис Червоної калини. 1930. Ч. 6. С. 18.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |