Уже в первых битвах Гражданской войны большевики использовали стратегию, которая позднее не раз принесет им успех. Начинали с интенсивной пропаганды на территории противника, устраивали народные волнения, провоцировали восстания и мятежи. Так они подрывали тыл противника, дезорганизовывали управление, деморализовали войска. Все это облегчало их наступление.
В первую половину января войска Муравьева и Антонова-Овсеенко шли от успеха к успеху. Заняли стратегически важную станцию Лозовая, несколько раз переходившую из рук в руки, вытеснили украинские войска с Донбасса. В Мариуполе и Екатеринославе вспыхнули подготовленные большевиками восстания, на помощь повстанцам успели прийти муравьевские войска. Двигались стремительно — на поездах. Прибывали на вокзал, выпрыгивали из вагонов и быстро захватывали город. Это была так называемая эшелонная война, изобретение все того же Муравьева. Правда, вскоре украинцы найдут против такой войны средство — станут просто разбирать железнодорожные пути перед наступающим противником. Но муравьевцы успеют захватить большую территорию с многочисленным населением.
Потери были ничтожными, потому что сопротивления почти не встречали. Небольшой отряд московских красногвардейцев захватил город Сумы: первым делом заняли железнодорожную станцию, городскую думу, государственный банк, типографию и редакцию местной газеты. Украинские части разоружили. Сопротивление попытался оказать только командир артиллерийского дивизиона поручик Бондаревский. Его тут же расстреляли, а его бойцов распустили по домам. Вот и вся война.
Полтаву должны были защищать военное училище и полк Богдана Хмельницкого. Этот полк еще недавно считался лучшей боевой частью украинских вооруженных сил, пока им командовал штабс-капитан Владимир Ластовченко (укр. Ластівченко), кадровый офицер русской армии и «свидомый» украинец: «...мужество, храбрость, любовь к Отечеству быстро сделали офицера чрезвычайно авторитетным командиром в глазах богдановцев, которые были полностью ему преданы»1. Но однажды Ластовченко ужинал в ресторане гостиницы «Европейская». В вестибюль пришел полтавский анархист Дунайский и попросил офицера выйти к нему. Ластовченко вышел, и тогда Дунайский без лишних разговоров его застрелил.
Между тем личность командира играла решающую роль в боеспособности полка. Скоро богдановцы утратили прежнюю дисциплину. Солдаты начали пить, гулять, громить магазины и склады.
Богдановцев отозвали назад в Киев. Но оставшиеся в Полтаве украинские части были еще хуже, они совершенно не были готовы ни к бою, ни к обороне города. Их захватили врасплох. 6 (19) января 1918 года на вокзал прибыл муравьевский бронепоезд — точнее, блиндированный поезд2. Его смастерили за два дня на станции Синельниково. Командовал бронепоездом матрос-черноморец Андрей Полупанов. Большевиков встречали... местные красногвардейцы, которые присоединились к муравьевцам и приняли участие в захвате города. Впрочем, десятка два юнкеров устроили засаду тут же, на вокзале, и обстреляли матросов. Бойцы товарища Полупанова забросали их гранатами.
Червонные казаки Примакова заняли телефонную станцию и здание губернского правления. Омелян Волох, стоявший в Полтаве со своим отрядом, бежал почти до самого Киева. Сопротивление оказали только юнкера, но и они вынуждены были сложить оружие под ураганным огнем большевиков и анархистов. Оборонявшиеся потеряли 98 человек, армия Муравьева — всего одного матроса и несколько раненых3.
В Константинограде было еще проще. Егоров с тремя тысячами красногвардейцев окружил город. Батальону («куреню») богдановцев оставалось героически умереть или сдаться. Богдановцы предпочли второе. Так Полтавщина вслед за Харьковщиной и Донбассом перешла под власть Советов. Та же участь ожидала и Черниговщину. Казалось, дорога на Киев свободна.
Примечания
1. Тинченко Я. Перша Українсько-Більшовицька війна (грудень 1917 — березень 1918). URL: http://vijsko.milua.org/Tinchenko-1UBV_1.htm#top.
2. Блиндированный поезд — вооруженный пушками и пулеметами поезд, где вместо брони использованы мешки или ящики с песком, шпалы и т.п. подручный материал. Блиндированные поезда часто встречались в первые месяцы Гражданской войны, когда настоящих бронепоездов еще не хватало.
3. Полупанов А. Свобода или смерть! Симферополь: Крымиздат, 1956. С. 65.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |