Уже в январе вместе со Шлихтером из России прибыло 87 продотрядов общей численностью в 2500 человек. Это было только начало. Продотряды прибывали и позднее1. Реквизировать у крестьян должны были только «излишки», но понятие «излишки» трактовалось весьма широко. Продразверстки превратились в простую реквизицию хлеба у крестьян. Крестьяне, естественно, не хотели отдавать хлеб даром, прятали его, продотрядовцы искали утаенное зерно и муку. Злоупотребления приняли такой масштаб, что даже товарищ Межлаук (нарком по военным делам в правительстве УССР) возмутился и в телеграмме В.И. Ленину написал о «продработниках», что воспринимают «Украину как обетованную страну, откуда можно многое черпать без учета»2. А сам командующий Украинским фронтом Антонов-Овсеенко в апреле 1919-го направил Ленину записку, где критиковал и земельную, и национальную политику своих товарищей-большевиков: советовал «заставить наезжих "великороссов" с величайшим тактом относиться к местным людям и местным особенностям» и «прекратить хищническое (хапающее) отношение к хлебу, углю Украины»3. В мае он будет писать о «бестактном отношении центральных властей к национальным чувствам Украины»4. Но исправить все пороки национальной политики в короткий срок было невозможно.
Весной 1919-го на Украине, как еще раньше в России, возникло убеждение, что коммунисты — это не большевики, а совсем другая, враждебная трудовому народу партия. Это и неудивительно. Большевики отдали селянам панскую землю, коммунисты забирали и землю, и хлеб. Большевики распустили армию и прекратили надоевшую, бессмысленную войну, а коммунисты начинали теперь новую войну.
Руководство большевиков действительно готовило «освободительный» поход в Европу. Общегерманская революция не удалась, но в апреле началась революция в Баварии. Баварская Советская Республика просуществовала около месяца. За нее сражался и русский батальон, одетый в немецкую форму, причем после разгрома республики «русские все без исключения были замучены»5. Два русских батальона сражались за Венгерскую Советскую Республику, которая оказалась гораздо жизнеспособнее Баварской. Главная опасность для Венгерской Советской Республики исходила из соседней Румынии, но в тылу у Румынии стояла Украинская советская армия. Она и должна была выступить в освободительный поход, на помощь Венгерской красной армии.
Известие о новой войне с Румынией во имя интересов советской Венгрии возмутило бойцов, и без того уставших от нескончаемой (с 1914 года) войны. Защищать свою землю — другое дело, бороться против белогвардейцев или интервентов — это понятно, но цели и задачи румынско-венгерского похода было объяснить не так легко. «Коммуния всюду встречает ненависть», — замечал Короленко. Он же обратил внимание на неожиданное возрождение народной религиозности. Давно ли мужики сами оскверняли церкви, грабили и убивали попов. А весной 1919-го храмы были полны народу. Большевистский запрет на крестные ходы вызвал возмущение6. И сами священники «подтянулись», «явилась ревность к гонимой вере»7. Церковь была отделена от государства, уже второй год Закон Божий не преподавали в школах. И тогда священники решили устраивать уроки при храмах. Боялись, что никто не придет. Но классы оказались переполнены: «...мы увидели веселые группы детишек, поднимавшихся по лестнице вверх, — вспоминал Короленко. — Мою Сонечку так и потянуло за ними. Входим. Дети сидят на партах в часовенке, обращенной в класс Закона Божия. <...> На лестнице встречаю священника. Он идет, окруженный гурьбой девочек и мальчиков»8.
Не только богомольные крестьяне, но и немногочисленные еще местные украинские коммунисты-националисты были возмущены новыми порядками: «Мы ждали великого, заслуженного, оплаченного кровью и страданиями миллионов будущего, — писала в своем праздничном, первомайском выпуске газета "Червоний прапор". — Мы ждали настоящей весны для порабощенных и эксплуатируемых всего света. Проходят месяцы. Долгие, полные тревог месяцы, пережили мы <...> и сегодня, накануне рабочего праздника спрашиваем друг друга: куда мы идем? <...> Склонить ли свою несчастную голову, пасть на колени и шептать старую молитву покорности?»9
Эта газета была весьма популярна. За интересные репортажи из сельской жизни ее ценил даже Василий Шульгин, а Владимир Винниченко охотно цитировал «Червоний прапор»: «Самозванных правителей теперь развелось столько, что они терроризируют целые сёла, грабя и разоряя реквизициями и контрибуциями все добро и хозяйство трудящихся селян»10.
У селян реквизировали не только «излишки» зерна, но и припрятанные царские деньги (они были еще в цене), кадушки топлёного масла, холст, даже домашнюю птицу (она сразу шла на стол продотрядовцам). Однажды на такую реквизицию пригласили... Марину Цветаеву: «Так герцоги, в былые времена, приглашали на охоту». Дело было, правда, не на Украине, а на Тамбовщине11, куда Марина Ивановна приехала за мукой и пшеном для детей, голодавших в большевистской Москве: «Едемте с нами <...>, целый вагон муки привезете. Вам своими руками ничего делать не придется — даю вам честное слово коммуниста: даже самым маленьким пальчиком не пошевельнете!»12 Она не поехала, конечно, хотя прожила несколько дней рядом с продотрядовцами. О своем положении среди этих людей написала такими словами: «Я по самой середине сказки, mitten drinnen [изнутри (нем.).]. Разбойник, разбойникова жена — и я, разбойниковой жены служанка»13.
Комиссары останавливались в лучших домах, быстро заводили себе прислугу. «Горничная, совсем девочка, спала в столовой на полу, отдельная комната ведь — "буржуазный предрассудок"! Часто она ложилась спать после 4-х часов утра — "господа" играли в карты, а в 6—7 она уже вставала»14, — пишет автор воспоминаний, опубликованных в берлинско-пражском сборнике «На чужой стороне» в 1925 году: «Утром мужья-комиссары уходили на службу, жёны — две сестры — смотрели за уборкой комнат, которые старались устроить как можно лучше, как у буржуев. Конечно, они достали себе никелированные кровати. Блестящая никелированная кровать, особенно же золоченая, — это венец коммунистических мечтаний. Все такие кровати у нас в городе были реквизированы, и на них спали самые видные большевики»15.
Большие начальники не наводили порядок, а нередко сами подавали дурной пример. Недавние бедняки, получив в свои руки оружие и власть, просто удержу не знали. Сын железнодорожного служащего из Луганска Климент Ворошилов, став командующим 10-й армией, вел себя как екатерининский вельможа. В январе 1919 года он ездил «в шикарном экипаже, запряженном шестеркой лошадей, в сопровождении десяти повозок с оруженосцами». За ними следовали «около 50 подвод, груженных полными сундуками, бочками и всякой всячиной»16. И ведь именно Климента Ефремовича Ворошилова догадались назначить наркомом внутренних дел советской Украины, то есть следить за порядком и законностью в стране. Что уж тогда говорить о рядовых бойцах революции! Среди них встречались и фанатики, и романтики, но было немало всякого рода проходимцев и просто уголовников, бандитов, которые спешили поживиться за счет всяких буржуев, «контриков» и «буржуазных националистов».
Иван Бунин в очерке «Красный гимн» пересказывает слова одного офицера, который оказался в Жмеринке в петлюровской тюрьме вместе с тремя революционными матросами. Матросы служили прежде в легендарном Таращанском полку, которым командовал Василий Боженко, герой Гражданской войны, соратник Щорса. Петлюровцы собирались судить этих «революционных» матросов за «зверское убийство» и ограбление какого-то «буржуазного хищника» из «чистокровных украинцев». «Все трое были ребята рослые, широкогрудые, точно битюги, с валкой, но крепкой походкой, с теми бычьими шеями, на которых, по народному выражению, хоть дуги гни, так что матросы даже сутулились слегка, в наклоне держали головы. Один, самый дюжий, носил на груди георгиевский крест третьей степени, а на фуражке — белую кокарду из черепа и скрещенных под ним костей. <...> Помимо всепобеждающей наглости и каиновых печатей на лицах этих "интернационалистов", была у всех у них уйма денег»17. Из карманов они доставали целые пачки купюр и отправляли кого-нибудь из караульных солдат на базар: купить «колотухи» (ряженки), самогона, папирос, пирожков с мясом, с яблоками. «...Напившись, наевшись, накурившись до отвала, икая от плотной сытости, они растянулись на нарах и начали играть в карты на разостланном полушубке из белой овчины, явно содранном с чьих-то офицерских плеч»18.
Один из революционеров запел:
Наберу я товарищей смелых
И разграблю я сто городов,
Раздобуду казны, самоцветов —
И отдам ето всё за любовь...
Но слушателя-офицера, как и самого Бунина, больше поразила другая песня, точнее, частушка.
Э-эх, жил бы да был бы,
Пил бы да ел бы,
Не работал никогда!
Жрал бы,
Играл бы,
Был бы весел завсегда!
«И всё это так ярко, так легко и откровенно, с такой полнотой и убежденностью вырвалось у него из груди, что я так и подскочил:
— Вот он, вот, подлинный, настоящий красный гимн! Не марсельеза там какая-то, не интернационал, вовсе нет, а именно она, эта изумительная, ошеломляющая своим ритмом и своей жаждой "пить да жрать" частушка! Тут для этого "борца за коммунизм" весь закон и все пророки!»19
Примечания
1. Грациози А. Большевики и крестьяне на Украине, 1918—1919 годы. С. 107—108.
2. Цит. по: Савченко В.А. Измена «батьки» Махно и «железная метла» Л.Д. Троцкого (Причины и следствия махновского мятежа 1919 г.) // История СССР. 1990. № 2. С. 77.
3. Антонов-Овсеенко В.А. Записки о Гражданской войне. 1919. Кн. 3. Т. 4. С. 244.
4. Там же. С. 253.
5. Антонов-Овсеенко В.А. Записки о Гражданской войне. 1919. Кн. 3. Т. 4. С. 457.
6. Там же. С. 421.
7. Неизданный В.Г. Короленко: в 2 т. Т. 2. С. 65.
8. Там же. С. 64.
9. Червоний прапор. 1919. 1 мая.
10. Винниченко В. Відродження нації. Ч. 3. С. 317.
11. События, описанные Цветаевой, относятся к сентябрю 1918 года. Новый декрет о продразверстке еще не принят, однако с мая 1918-го действовали декреты ВЦИК и СНК республики «О монополии хлебной торговли», «О предоставлении народному комиссару чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». Это означало фактически введение «продовольственной диктатуры», узаконенный грабеж крестьянских хозяйств.
12. Цветаева М.И. Вольный проезд // Собр. соч.: в 7 т. Т. 4. Воспоминания о современниках. Дневниковая проза. М.: Эллис Лак, 1994. С. 436.
13. Цветаева М.И. Вольный проезд. С. 436.
14. К.Ц. Типы Гойи (из воспоминаний о 1919 г.) // На чужой стороне: историко-литературные сборники / под ред. С.П. Мельгунова. № IX. Берлин — Прага, 1925. С. 106.
15. К.Ц. Типы Гойи (из воспоминаний о 1919 г.) С. 106—107.
16. Пайпс Р. Русская революция: в 3 кн. Кн. 3. Россия под большевиками. 1918—1924. URL: http://yakov.works/libr_min/16_p/ay/ps_43.htm.
17. Бунин И.А. Красный гимн // Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 8. С. 279.
18. Там же. С. 280.
19. Бунин И.А. Красный гимн. С. 280, 281.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |