Вернуться к Т.Г. Будицкая. Творчество Михаила Булгакова в англоязычной критике 1960—1990-гг.

Глава III. Открытый диалог культур между Россией и Западом и его отражение в зарубежной критике 90-х годов

Критическая мысль следующего периода отражает те глобальные политические и общественные перемены, которые происходят в России в конце 80-x-90-е годы. Распад Советского Союза, смена политического курса — всемирно известная «перестройка» — способствовали тому, что общество в нашей стране стало более открытым. Радикальные изменения коснулись не только политической, но и духовной сферы. «Гласность» стала принципом прессы 90-х годов. В этих условиях многие темы, ранее бывшие под запретом, вызвали к жизни широкие и свободные дискуссии на страницах печатных изданий. В литературно-критическом процессе особой приметой рассматриваемого периода стала так называемая «возвращенная» литература, то есть художественные произведения, созданные в прошлые годы в России или в эмиграции, но не опубликованные по идеологическим соображениям. Среди авторов, многие произведения которых достигли читателя после «перестройки», был и Михаил Булгаков. Парадокс ситуации заключался в том, что его повести и пьесы оказались в это время как никогда актуальны. Например, «Собачье сердце», которое в 20-е годы воспринималось как «острый памфлет на современность», в годы перестройки читается как поразительное пророчество, объясняющее, с чего все началось и почему гибель советской власти была неизбежна. Булгаков становится одним из самых популярных российских писателей. Постепенное ослабление идеологического давления, освобождение прессы позволяет советским исследователям вводить в научный обиход важнейшие документы и публиковать булгаковские тексты. 1987-ой год можно считать новой точкой отсчета в судьбе булгаковского наследия. В этот год опубликованы повесть «Собачье сердце»1, пьесы «Адам и Ева»2, «Багровый остров»3, неоконченная рукопись «Тайному другу»4. В журнале «Москва» печатается журнальный вариант «Жизнеописания Михаила Булгакова»5 М. Чудаковой. В 1988-ом году выходят сборник критических статей «М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени» (392) и «Воспоминания о Михаиле Булгакове» (411). В 1989 году под редакцией В. Лосева и В. Петелина опубликовано «Жизнеописание в документах» (364), куда вошли письма Булгакова, и талантливое исследование А. Смелянского «Михаил Булгаков в Художественном театре» (536). В 1990-ом увидели свет булгаковские дневники (365), дневник Е.С. Булгаковой (394), сборник уникальных документов «Киев Михаила Булгакова» (457). В «Русской литературе» публикуется переписка Булгакова и Замятина, другие советские журналы стремятся опубликовать документальные материалы, а также раннюю прозу писателя.

Столь серьезные изменения в российском обществе, поразительная популярность Михаила Булгакова на родине и удивительная актуальность его произведений в условиях нового исторического периода не могли не вызвать интереса у зарубежной критики.

Примечания

1. Булгаков М.А. Собачье сердце // Знамя. — 1987. — № 6.

2. Булгаков М.А. Адам и Ева // Октябрь. — 1987. — № 6. — С. 137—175; Современная драматургия. — 1987. — № 3. — С. 190—225.

3. Булгаков М.А. Багровый остров // Дружба народов. — 1987. — № 8.

4. Неоконченное сочинение Михаила Булгакова. Публикация и статья М. Чудаковой // Новый мир. — 1987. — № 8. — С. 164—202.

5. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова // Москва. — 1987. — №№ 6—9.