Путь литературы XIX—XX вв. исследователи характеризуют как «постепенное уменьшение роли повествователя — <...> непрерывное понижение роли прямого комментария в повествовании» [Падучева, 1996, 214], «путь от субъективности автора к субъективности персонажа» [Кожевникова, 1994, 10], последовательное «развитие плана персонажа» [Там же, 108] — вытеснение авторского повествования повествованием, организованным неавторской точкой зрения. В результате этих изменений произошла определенная смена повествовательных типов — от авторского (монологического, по Бахтину) до несобственно-авторского повествования (персонального типа) и ставшего распространенным в литературе XX века типа «свободного косвенного дискурса» [Падучева, 1996, 94].
Если авторское повествование характеризуется тем, что центром ориентации для читателя является авторская точка зрения, то несобственно-авторское повествование — тем, что третьеличный повествователь смотрит на мир глазами персонажа, в его речи систематически цитируется речь персонажа (обычно в форме несобственно-прямой речи). При свободном косвенном дискурсе повествователь оказывается практически вытесненным и рассказ ведется целиком в зоне сознания героя. В результате «возникают и приобретают особое значение непрямые формы выражения сознания автора <...> голос автора утрачивает свою внешне выраженную авторитетность и литературное произведение стремится охватить жизнь в ее многоаспектности, тяготеет к полицентризму, многоголосию, прибегает к непрямому слову, когда автор вживается в «чужие» точки зрения, строит образ на их пересечении» [Рымарь, Скобелев, 1994, 12—13].
В этой связи существенно изменяются типы и функции номинаций, выработанные классической литературой в рамках традиционного нарратива. Для нашего исследования основной интерес представляет обусловленность системы номинаций персонажа структурой повествования нетрадиционного типа, что и определило выбор материала. Типы и функции номинаций мы рассмотрим на примере двух романов, вошедших в золотой фонд литературы XX в. Первый из них — роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как образец переходной повествовательной формы по типу свободного косвенного дискурса. Номинации в повествовании этого романа, выполняя обычные, «традиционные» функции (интродуктивную, идентифицирующую и т. п.), прежде всего выступают в качестве механизма смены точек зрения в тексте, и это приводит к чрезвычайно любопытным и нетривиальным способам номинации персонажей в романе.
Второе произведение — роман В.В. Набокова «Лолита» — представляет собой образец модернистского типа повествования, для которого характерна игра на типах повествователя и крайняя усложненность субъектной перспективы повествования (см., например, [Липовецкий, 1997]). В этом романе мы сознательно ограничиваемся анализом номинаций главного героя — Гумберта Гумберта, так как именно они являются основным структурообразующим средством воплощения своего рода «раздвоенности» позиции повествователя (Гумберт-нарратор и Гумберт-актор), будучи сигналом перехода плана повествования от одной позиции к другой.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о связи типов и функций номинаций персонажа с особенностями повествовательной структуры нетрадиционного типа повествования, а именно с системой точек зрения («Мастер и Маргарита») или с взаимодействием разных типов авторского повествования («Лолита»), может получить подтверждение в ходе дальнейшего исследования.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |